Нейтральная передача, известная многим водителям по механической коробке передач, выполняет достаточно простые функции. Для понимания её роли и правильного использования необходимо глубже изучить работу АКПП и разобрать наиболее частые ошибки, которые совершают водители.
Отличие нейтрали на «механике» и «автомате»
Режим нейтрали («N») на селекторе автоматической коробки передач выполняет аналогичную задачу, что и в механической трансмиссии: разъединяет двигатель и колеса. При включении этого режима мотор продолжает работать, но связь с трансмиссией прерывается, позволяя колёсам свободно вращаться.
Тем не менее, существует важное различие. Если в механической коробке нейтраль применяется для остановки или переключения передач, то в АКПП она носит скорее вспомогательный характер и используется значительно реже.
Автоматическая коробка передач разработана таким образом, чтобы минимизировать участие водителя, выполняя большую часть функций самостоятельно. Поэтому включение «нейтрали» во время движения или стоянки зачастую оказывается не только ненужным, но и потенциально опасным.
Зачем нужна «нейтраль» в АКПП?
Основная функция режима «N» заключается в том, чтобы обеспечить возможность перемещения автомобиля вручную или при буксировке. К примеру, если транспортное средство вышло из строя и не способно передвигаться своим ходом, перевод в нейтральный режим позволит разблокировать колёса, чтобы их можно было катить.
Этот режим также полезен на автомобильных мойках, где машины передвигаются по конвейеру, а трансмиссия не должна препятствовать свободному вращению колёс.
Однако в повседневной эксплуатации «нейтраль» практически не используется. АКПП сконструирована так, что при остановке в положении «D» (движение) коробка автоматически переходит в щадящий режим, снижая нагрузку на механизмы. Поэтому переключение на «N» при коротких остановках становится излишним. Более того, слишком частое переключение между «D» и «N» лишь увеличивает износ компонентов трансмиссии.
Почему не следует включать «нейтраль» на светофорах
Одна из наиболее распространённых ошибок владельцев автомобилей с АКПП — это переход в нейтральный режим при краткосрочной остановке, например, на перекрёстке. Водители считают, что тем самым они снижают нагрузку на коробку и экономят топливо. На практике ситуация обстоит иначе.
Современные автоматические коробки передач созданы с учётом минимизации нагрузок при остановке. Когда автомобиль стоит на тормозе в режиме «D», трансмиссия автоматически переходит в состояние минимальной нагрузки, поддерживая лишь холостой ход двигателя. Это не оказывает негативного влияния на ресурс коробки. Напротив, постоянные переключения между «D» и «N» приводят к активации фрикционных дисков и гидравлических механизмов, что способствует ускоренному износу этих узлов.
К тому же, находясь в режиме «N», водитель теряет возможность быстрого старта. Если на светофоре загорается зелёный сигнал, прежде чем начать движение, нужно будет снова перевести рычаг в положение «D». В экстренных ситуациях, требующих немедленного разгона, такая задержка может оказаться критической.
Когда применение «нейтрального» режима оправдано
Бывают случаи, когда применение «нейтрали» действительно целесообразно. Один из примеров — длительная остановка, скажем, перед закрытым шлагбаумом железнодорожного переезда. Если вы понимаете, что будете ждать несколько минут, можно перейти в режим «N», чтобы уменьшить нагрузку на двигатель и трансмиссию. Впрочем, в подобных ситуациях, если автомобиль полностью остановился, предпочтительнее использовать режим парковки («P»).
Ещё один случай — буксировка автомобиля
Буксировка автомобиля — одна из ситуаций, когда включение нейтральной передачи («N») на автоматической коробке передач может быть необходимым. Это позволяет разблокировать трансмиссию, давая возможность колёсам свободно вращаться.
Однако следует учитывать, что многие современные модели автомобилей с АКПП не рассчитаны на буксировку. Причина кроется в особенностях конструкции таких коробок передач. Трансмиссия при буксировке может получить повреждения.
Поэтому перед попыткой буксировки полезно почитать руководство по эксплуатации вашего автомобиля. Возможно, там будет пункт, который это делать запрещает.
Почему «нейтраль» не подходит для движения накатом
Некоторые водители ошибочно полагают, что движение накатом с включённой «нейтралью» помогает сэкономить топливо. Однако такое поведение не только неэффективно, но и опасно. Когда автомобиль движется под уклон на «нейтрали», связь между двигателем и трансмиссией разорвана, и система теряет способность использовать двигатель для торможения. Это особенно критично на скользких или крутых спусках, где мотор мог бы существенно помочь в контроле над скоростью.
Без участия двигателя в процессе замедления возрастает нагрузка на тормоза, что может привести к их перегреву и выходу из строя.
Кроме того, современные автомобили с АКПП оснащены системами управления подачей топлива, которые оптимизируют расход горючего при движении накатом в режиме «D», поэтому никакой реальной экономии топлива при использовании «нейтрали» нет, зато риски возрастают многократно.
теперь нужна статья — зачем у машины 2 передних колеса и как ими пользоваться(статью не читал)
Интересно, можно ли на практике использовать нейтраль для выхода из заноса.
Максим Николаев, ответьте пожалуйста на такой вопрос.
Какой режим движения на спуске, более щадящий, что ли: для двигателя; трансмиссии; тормозной системы?
1) На «D» притормаживая педалью тормоза.
2) На «D» на круизе, допустим ставишь 40, но машина из-за крутизны спуска, разгоняется до 70-ти и т.п..
3) В ручном режиме, если спускаешься на 5-й, 4-й, передаче.
Я не знаю.
про варик не написано.
у меня в мануале авто чёрным по белому указано, при остановке более чем на 1 мин. рекомендуется включать нейтралку.
мы, колхозники, не до конца поняли: все ж таки есть нагрузка на двигатель при остановках или нет.
1) при остановке в положении «D» (движение) коробка автоматически переходит в щадящий режим, снижая нагрузку на механизмы. Поэтому переключение на «N» при коротких остановках становится излишним.
2) Если вы понимаете, что будете ждать несколько минут, можно перейти в режим «N», чтобы уменьшить нагрузку на двигатель и трансмиссию.
Так не на всех же машинах есть щадящий режим. Только на новых. На старых приходится по старинке переключаться на нейтраль
нафига в нейтраль? ставишь паркинг и все. На светофорах всегда ставлю в Р, чтобы не держать тормоз
чё, за щадящий режим?
я вот знаю, у новых БМВ при остановке (ХХ) пара котлов отключаецо, чтобы луц не жечь зазря и не загрязнять чистый воздух о)
А у акпп при стоянии на тормозе задача у всех простая, чтобы двигатель не заглох на ХХ. Чё за щадящий режим придумали, хз? Маркетинг, да?
У меня просто выключается движок когда я останавливаюсь, котлы не деактивируюцца. Такое было в Хондах и Кадиллаках.
Я в шоке просто откуда этих придурков берут вообще со своими статьями реально? Я на грузовике десять лет от ездил на автомате нисанн атласа бензин 2.0 литра к 20 движка пока работу не поменял автомат не поменял ни разу а нейтраль вы дебилы статисты реальные слов нет на вас просто сколько ни читаю , эта нейтраль на автомате меня сколько раз выручала рабочая на доставке зима сколько если ты не скорости едешь ну режим доставки побыстрее , так вот при торможении я рассчитывал и включал перед поворотом нейтраль на автомате так я оттормадивался быстрее , а на драйве если ты тормозишь зад то поже передка схватывает грузовик был 2 вд и такая тема ты потормозам если скользко , то ты и по инерции летишь и ваши фрикционы так толкают грузовик пока тормоза зад подхватят едем в перед и руль послушнее на нейтрале идите нахер идиоты писаводы
Статьи честное слово после меня ещё автомат ездит 3 года заезжал говорят уже скоро менять , но ездят и ездят ,а летом да эта функция нейтрали мне ненужна была совсем я ее только на светофоре и включал .
Во дела, а нафига тогда народ Паркинг на светофорах включает ?