В 2024-2025 годах в Россию активно ввозили автомобили Skoda, Kia и Hyundai казахстанской сборки, привлекая покупателей более низкими ценами. Однако сейчас ФТС требует от импортеров доплаты по утилизационному сбору, достигающие 1,5 млн рублей с учетом пени.
Импортеры считают эти требования необоснованными, так как изначально машины таможились по правилам, установленным самой ФТС.

Суть проблемы с автомобилями из Казахстана
В Казахстане действуют автозаводы, выпускающие различные марки автомобилей. Цены на машины там ниже, чем в России, а членство в ЕАЭС позволяет платить только утилизационный сбор при ввозе в Россию.
Однако с апреля 2024 года разница в НДС, акцизе и пошлинах приплюсовывается к утильсбору. ФТС теперь требует эту разницу с импортеров, хотя при таможенном оформлении автомобилей эти платежи не взимались.
Импортеры утверждают, что не могли заплатить больше, чем требовала ФТС при оформлении автомобилей. Если бы изначально были предъявлены требования о доплате, они бы вернули машины в Казахстан. Сейчас же, спустя полтора года, доплата с пеней кажется им несправедливой.
Как рассчитываются доплаты
ФТС оценивает стоимость автомобиля по справочнику, рассчитывает пошлину, акциз и НДС, и требует эту сумму с импортера. При этом таможня не учитывает пошлины и НДС, которые были «условно» начислены в Казахстане, но фактически не уплачивались из-за преференций для местных производителей.
Проблема усугубляется тем, что физлица не имели доступа к таможенным декларациям и информации об уплаченных в Казахстане НДС и пошлинах. В документах на автомобили указывалось, что они произведены в Казахстане, и таможенное оформление отсутствует.
ФТС утверждает, что имеет право проверять правильность начисления утилизационного сбора в течение трех лет и требовать доплаты в случае недостачи. При этом ведомство ссылается на информацию из Казахстана о том, что за автомобили не были уплачены полные таможенные сборы.
В данный момент проблема сохраняется, и некоторые машины продолжают таможиться по старой схеме, что создает риски для будущих владельцев. Импортеры обращаются в суды и к депутатам Госдумы, но перспективы отмены требований ФТС неясны.
Можно ли оспорить доплаты по утилизационному сбору
Как отмечает юрист Лев Воропаев, импортеры могут попытаться оспорить начисление пени, предоставив доказательства запросов информации об уплате НДС в Казахстане. Однако, оспорить сам факт доначисления утилизационного сбора будет сложно.
В случае неуплаты, ФТС может предъявить долг не только импортеру, но и владельцу автомобиля, а также приостановить регистрацию ТС или через суд арестовать имущество должника.
Импортеры считают позицию ФТС несправедливой, так как расчеты проверяются сотрудниками таможни. Автовладельцы уверены, что не могли заплатить меньше указанной суммы, так как таможенный инспектор не выдаст документы для регистрации автомобиля при неполной оплате.
Система взимания утилизационного сбора часто меняется, что, по мнению автовладельцев, приводит к ошибкам и скандалам. Владельцы автомобилей, ввезенных по «параллельным» схемам, находятся в зоне риска, так как ФТС имеет право пересчитать сбор в течение трех лет.
картина Репина:
«Приплыли»«Siloviki добивают остатки рыночной экономики»
никак не могут научицо содержать скотинку, чтобы она давала больше молоко,а не только рога, копыта и шкуру на скотобойне
Ибо нех.
Так, глядишь, и за российские авто начнут требовать утиль доплатить… слишком мало тогда подняли.