Верховный Суд постановил, что договор купли-продажи не является доказательством продажи автомобиля

Верховный Суд постановил, что договор купли-продажи не является доказательством продажи автомобиля

На вторичном рынке автомобилей, распространенной практикой является оформление сделок посредством типового договора купли-продажи (ДКП). Многие продавцы и покупатели ошибочно полагают, что с момента подписания этого документа все риски, включая штрафы с камер автоматической фиксации нарушений, автоматически переходят к новому владельцу. Однако, если уведомления о штрафах продолжают поступать на имя прежнего владельца, ему приходится обращаться в суд, чтобы доказать факт передачи автомобиля другому лицу.

Несмотря на распространенность такой практики, свежая линия правоприменения указывает на то, что одного лишь ДКП может быть недостаточно для снятия ответственности с продавца.

Верховный Суд постановил, что договор купли-продажи не является доказательством продажи автомобиля
Фото из открытых источников

Прецедент Верховного Суда

Прецедентным стало дело № 81-АД20-9, рассмотренное Верховным Судом. Судьи не приняли во внимание аргумент о передаче автомобиля, подтвержденный только договором купли-продажи, признав его недостаточным для доказательства фактической передачи транспортного средства другому лицу.

Рассматриваемый случай касался продажи автомобиля, ранее зарегистрированного на юридическое лицо, физическому лицу. Штраф за превышение скорости был получен компанией уже после совершения сделки. Компания обратилась в суд с требованием об отмене постановления, приложив к материалам дела договор купли-продажи в качестве доказательства перехода права собственности на автомобиль к другому владельцу. Суд, однако, указал на необходимость подтверждения не только факта заключения договора, но и фактического выбытия автомобиля из владения продавца.

Верховный Суд подчеркнул, что для подтверждения передачи автомобиля требуется документ, фиксирующий сам факт приема-передачи. Обычно таким документом является акт приема-передачи транспортного средства, подписанный обеими сторонами и содержащий дату, информацию о комплекте ключей, оригиналах ПТС/СТС, пробеге и состоянии автомобиля.

Отсутствие такого акта лишает продавца ключевого доказательства, необходимого для применения части 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ. Важно также помнить о параллельной норме гражданского права: согласно статьям 454, 223, 224 ГК РФ, право собственности и риски, связанные с вещью, переходят в момент ее фактической передачи, а регистрационные действия в ГИБДД носят учетный характер и сами по себе не подтверждают факт совершения сделки.

Это решение имеет важное значение в контексте части 1 статьи 2.6.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, согласно которой за нарушения, зафиксированные автоматическими средствами, ответственность несет собственник (владелец) транспортного средства.

Исключение составляют случаи, когда будет доказано, что на момент совершения правонарушения автомобилем управляло другое лицо или транспортное средство выбыло из владения по иным причинам.

Таким образом, если единственным «доказательством» передачи автомобиля является ДКП, вероятность успешной отмены постановления о штрафе значительно снижается.

Влияние решения Верховного cуда на судебную практику

Хотя данное решение можно пока рассматривать как единичное, его влияние на нижестоящие судебные инстанции трудно переоценить. Суды ориентируются на позицию Верховного Суда, рассматривая ее как ориентир для единообразного применения законодательства.

В связи с этим, можно прогнозировать увеличение числа случаев, когда заявления прежних владельцев автомобилей будут отклоняться из-за недостаточной доказанности самого факта передачи транспортного средства.

Это означает, что продавцам автомобилей, которые привыкли к упрощенной форме оформления сделок, необходимо пересмотреть свои привычки и обеспечить наличие документального подтверждения фактической передачи ключей, документов и самого автомобиля. В противном случае, спор о штрафах может быть проигран.

Акт приема-передачи оформлять необходимо

С практической точки зрения, вывод однозначен: одного ДКП недостаточно. Для подтверждения факта передачи необходимо оформлять акт приема-передачи, содержащий все необходимые реквизиты и дату.

В спорных ситуациях именно этот акт, в сочетании с другими подтверждающими документами (расписка в получении денежных средств, отметка в ПТС/электронном ПТС, передача страхового полиса/ключей, переписка сторон, видеозапись момента передачи), позволит доказать суду, что на момент фиксации нарушения автомобиль уже не находился во владении продавца.

Кроме того, не следует забывать о своевременной регистрации изменений сведений о собственнике в соответствии с Федеральным законом № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств…» и Правилами регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1764. Хотя эта мера не заменяет акт приема-передачи, она снижает риск возникновения «подвешенных» штрафов.

0
3 Комментария
Подписаться
Уведомить о
3 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Подколодный З.Г.

А что предполагается делать с любителями переписывать ДКП каждую неделю, что позволяет им ездить без номеров и безнаказанно нарушать любые пункты ПДД?

abtest01

Можно в самом договоре прописать, что дата подписания является и датой передачи автомобиля покупателю со всеми необходимыми документами и ключами. Обычно все такие типовые договоры содержат этот пункт.

Rubicon

Интересно на сколько он законен, этот пункт

1
3 Комментария
rusdtp logo icon
Авторизация
Или через почту и пароль
*
*

Пароли пользователей были сброшены в целях безопасности

Пожалуйста восстановите доступ, пройдя по этой ссылке. Если возникли трудности, напишите нам в группе Вконтакте.

rusdtp logo icon
Регистрация
Или через почту и пароль
*
*
*
rusdtp logo icon
Восстановить пароль