Власти приняли решение отложить повышение утилизационного сбора на автомобили, запланированное на 1 ноября 2025 года. Это решение стало возможным благодаря широкому общественному резонансу, критике со стороны Федеральной таможенной службы (ФТС) и опасений за финансовое благополучие граждан, заказавших автомобили за рубежом.

Расчеты Минпромторга вызвали недоумение у ФТС
Федеральная таможенная служба (ФТС) открыто выразила непонимание методики расчёта утилизационного сбора, предложенной Минпромторгом.
По словам заместителя руководителя ФТС Владимира Ивина, отсутствие единого нормативного акта и различные подходы к определению мощности для разных типов транспортных средств приводят к разночтениям и произвольным доначислениям на разных таможнях.
Необходимость унификации и упрощения правил стала очевидной, но Минпромторг пока не представил единый регламент.
Граждане оказались в заложниках ситуации
Тысячи российских граждан, оформивших заказы на автомобили из-за рубежа в августе-сентябре, оказались в крайне уязвимом положении.
Оплатив машины по старым ставкам, они рассчитывали получить их до 1 ноября. Однако из-за задержек в логистике многие автомобили прибудут в Россию после этой даты, что грозило покупателям доплатами от 500 тысяч до 3 миллионов рублей.
Такой сценарий стал бы настоящей финансовой катастрофой, учитывая, что деньги уже уплачены, а отказаться от приобретения невозможно.
Перенос сроков – временное решение проблемы
В ответ на растущее давление Минпромторг принял решение отложить введение новых ставок утилизационного сбора. Предполагается, что новые правила вступят в силу не ранее 1 января 2026 года.
Эта отсрочка позволит Минпромторгу доработать методику расчёта, ФТС – настроить единые алгоритмы администрирования, а гражданам и дилерам – завершить текущие поставки автомобилей без риска внезапного подорожания.
Граждане, ожидающие автомобили из-за рубежа, смогут вздохнуть спокойно, зная, что машины будут оформлены по действующим нормам.
Выводы и перспективы
Отсрочка повышения утилизационного сбора – это важный сигнал о том, что власти готовы прислушиваться к мнению бизнеса и общественности. Однако это лишь временное решение, которое не устраняет системные проблемы. Важно не просто отложить, а пересмотреть логику расчёта сбора, сделать ее прозрачной, предсказуемой и единообразной.
Текущая ситуация, когда утилизационный сбор на некоторые автомобили превышает их стоимость, выглядит абсурдной. Необходимо снизить ставку сбора и привести ее в соответствие с реальными затратами на утилизацию. В противном случае, подобные кризисные ситуации могут повториться в будущем.
«Текущая ситуация, когда утилизационный сбор на некоторые автомобили превышает их стоимость, выглядит абсурдной.»
Сам по себе «утилизационный сбор» на автомобиль который никто никогда не собирается утилизировать — уже является абсурдным.
Назовите его уже «налог на воздух» и отбирайте денежки под любым «справедливым» предлогом.