Исторический гигант российского автопрома АвтоВАЗ, долгое время ассоциировавшийся с седанами, хэтчбеками и легендарной «Нивой», наконец-то делает смелый шаг в направлении, которое диктует современный рынок – сегмент кроссоверов.

На главном конвейере в Тольятти дан старт сборке Lada Azimut, первого в новейшей истории предприятия по-настоящему массового и современного кроссовера. Это событие без преувеличения можно назвать долгожданным, к которому АвтоВАЗ шел не один десяток лет.
Его нигде нельзя купить
Данная новость, безусловно, звучит многообещающе, но, как это часто бывает в автомобильной индустрии, особенно когда речь заходит об АвтоВАЗе, скрывается ряд важных нюансов. Поддавшись первому порыву, не стоит спешить в дилерские центры, чтобы оставить заявку на новинку.

Автомобили, которые сейчас начинают сходить с конвейера, пока не предназначены для продажи. Это лишь начало сложного и тернистого пути, а не долгожданный финиш. Давайте разберемся, что на самом деле происходит в Тольятти, что представляет собой Lada Azimut и когда потенциальные покупатели смогут увидеть его в автосалонах.
Пилотная партия кроссоверов Azimut
В настоящее время на АвтоВАЗе ведется сборка первой, так называемой, «пилотной» партии Lada Azimut, состоящей из 16 автомобилей. Примечательно, что пять из них уже собраны.
Важно подчеркнуть, что это не просто тестовая сборка в экспериментальном цехе. Azimut собирают на той же основной конвейерной линии, где производятся тысячи других автомобилей Lada.
Это говорит о серьёзности намерений и стремлении максимально приблизить процесс сборки к серийному производству.
Основная цель пилотной партии – прохождение процедуры сертификации. В соответствии с российским законодательством, для получения Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), позволяющего продавать новую модель на территории страны, производитель должен убедительно продемонстрировать, что серийный автомобиль, предназначенный для конечного потребителя, будет абсолютно идентичен тому образцу, который успешно прошел все необходимые испытания.
Именно поэтому тестовые автомобили должны быть собраны на главном конвейере, с использованием серийного оборудования и технологий. Представители завода особо отмечают, что в 16 «пилотных» Azimut 92% деталей изготовлены с применением основной серийной оснастки. Это свидетельствует о высокой степени готовности проекта к массовому производству.

К сожалению, эти 16 автомобилей не увидят блеска шоу-румов. Их ожидает тяжёлая участь: краш-тесты, суровые климатические испытания в термокамерах, проверка эффективности тормозной системы в экстремальных условиях, всесторонние тесты на соответствие требованиям безопасности и экологичности.
Им предстоит доказать своё соответствие множеству строгих стандартов. Этот сложный марафон продлится до весны 2026 года. И только после успешного получения заветного сертификата завод сможет дать «зеленый свет» полноценной массовой сборке Lada Azimut.
Что известно о главной надежде АвтоВАЗа?
Впервые представленный широкой публике в июне 2025 года, Lada Azimut сразу же вызвал огромный интерес. Это не просто еще одна новая модель в линейке Lada, это попытка совершить технологический и идеологический прорыв для всего АвтоВАЗа.
Azimut должен стать символом новой эры для компании, демонстрируя её способность создавать современные и конкурентоспособные автомобили.
Основой для кроссовера послужила платформа Lada Vesta. С одной стороны, это можно расценивать как положительный фактор. Lada Vesta заслужила репутацию автомобиля с одной из лучших управляемостей в своём классе, и есть надежда, что Azimut унаследует эти качества.
С другой стороны, возникает закономерный вопрос: каким образом инженеры АвтоВАЗа решили проблему реализации полного привода, который изначально не был предусмотрен в конструкции платформы Vesta? Этот вопрос пока остается без ответа и является одной из главных интриг проекта.

Двигатели и трансмиссия
Что касается силовых агрегатов, то здесь АвтоВАЗ, по-видимому, учёл ошибки прошлого и внимательно прислушался к мнению рынка. Линейка двигателей выглядит весьма многообещающе.
Базовые версии, скорее всего, будут оснащаться модернизированными и форсированными вариантами проверенных временем вазовских двигателей объёмом 1.6 и 1.8 литра. Это надёжный и понятный выбор для тех, кто не готов к сложным технологическим решениям.
Впервые в истории Lada на массовой модели появится современный турбированный двигатель объёмом 1.5 литра. Этот шаг можно расценивать как прямой ответ на растущую экспансию китайских автопроизводителей и стремление соответствовать современным тенденциям в двигателестроении.
И, пожалуй, самое главное – в сочетании с турбированным двигателем будет работать не вариатор и не роботизированная коробка передач, а классическая 6-ступенчатая автоматическая коробка передач. Это именно та комбинация, о которой годами просили потенциальные покупатели Lada. Судя по всему, опыт с Belgee S50 не прошёл даром, и в Тольятти, наконец, поняли, чего ждёт массовый потребитель.
Какие препятствия могут встать на пути «Азимута»?
Несмотря на позитивный настрой, путь Lada Azimut к сердцам и кошелькам покупателей вряд ли будет усыпан розами. Существует несколько серьёзных факторов, которые могут негативно повлиять на успех проекта.
Первый фактор – это сроки. Весна 2026 года – это ещё достаточно отдалённая перспектива. Автомобильный рынок меняется с огромной скоростью. Технологические решения, которые сегодня кажутся передовыми, через полтора года могут стать обыденностью. Не случится ли так, что Azimut устареет ещё до своего выхода на рынок?
Второй, и, пожалуй, самый важный фактор – это цена. Современный кроссовер, построенный на новой платформе, оснащённый турбированным двигателем и классической автоматической коробкой передач, по определению не может стоить дёшево. АвтоВАЗу придётся очень точно определить ценовую политику, чтобы успешно конкурировать с китайскими брендами, которые к 2026 году станут ещё технологичнее и, возможно, доступнее.
И, наконец, третий фактор – это качество. Запуск в производство абсолютно новой, сложной модели – это всегда сопряжено с риском. Сможет ли завод обеспечить стабильно высокое качество сборки с самого начала производства? Память о «детских болезнях», которыми страдала Lada Vesta NG, ещё свежа в памяти, и АвтоВАЗ просто не имеет права на ошибку при производстве своего флагманского кроссовера.

Lada Azimut — больше, чем просто автомобиль
Lada Azimut – это не просто новая модель в линейке АвтоВАЗа. Это самый амбициозный и важный проект компании за последние десятилетия. Это своеобразный индикатор, который покажет, способен ли российский автогигант к реальной трансформации.
Сможет ли он превратиться из производителя бюджетных седанов в современную компанию, способную на равных конкурировать в самом прибыльном и технологически развитом сегменте автомобильного рынка?
Начало сборки пилотной партии Lada Azimut, безусловно, не является поводом для эйфории. Это всего лишь старт долгого и сложного марафона. Но сам факт начала этого марафона уже вселяет осторожный оптимизм.
В течение следующих полутора лет мы будем внимательно следить за ходом испытаний, утечками информации и новостями, связанными с проектом. Ведь на кону стоит не только успех одной конкретной модели, но и будущее всего российского автомобилестроения.
Lada-X-Ray была первым кроссовером, Azimut соответственно будет вторым.
Выглядит конечно
вызывающеотталкивающе…Очередное вазовское дерьмо на вариаторе. Где классический японский автомат???? Задолбали везде совать говновариаторы, роботы и прочее ломучее одноразовое дерьмо.
Говноваз как не умел делать автомобили, так никогда и не научится.