\»Ледяной обгон\»
Трудно представить себе водителя, который бы в разговоре о мастерстве управления автомобилем пренебрежительно отозвался об одном из самых сложных маневров – обгоне, требующем быстрого и точного решения задачи со многими переменными. Надо правильно соотнести скорость своей машины с движением других в попутном и встречном направлениях. Учесть расстояние до них и, конечно, состояние проезжей части дороги. Кроме того, всегда необходимо делать поправку на какие-либо непредвиденные обстоятельства. Другими словам: точность расчета плюс осторожность и еще осторожность, потому что обгон не только сложен, но и опасен последствиями допущенного просчета. И тем не менее…
В один из последних осенних дней А.Дегтярев, имеющий двухлетний стаж управления автомобилем, ехал на «Жигулях» по шоссе Симферополь-Армянск. После ночного похолодания, дорога была обледенелая и скользкая. Несмотря на это, на 42-м километре Дегтярев начал обгон с выездом на встречную полосу в тот момент, когда в непосредственной близости на ней находилась «Колхида».
Чем все закончилось, вы видите на фото. Нелепо оборвалась жизнь совсем еще молодого человека. Сейчас трудно сказать, что толкнуло Дегтярева на столь необдуманный маневр, оказавшийся для него роковым. Ясно одно: никакие выигранные секунды, минуты и часы не могут быть оправданием столь опасного риска. И пусть для всех любителей сомнительных маневров на обледенелой трассе, случившееся послужит еще одним горьким уроком и предупреждением.
В. Дудник,
сотрудник ГАИ
Советы «бывалых» в копилку.
Определенных «рецептов» по безопасности движения не бывает, как и нет повторяющихся в деталях дорожных ситуаций. Но существует определенный комплекс действий, который водитель может предпринять для исключения печальных последствий
1. Движение в зимнем потоке.
Для исключения столкновения с попутным автомобилем, попавшим в занос на обледенелой трассе, при движении в два ряда и более, скорость необходимо согласовывать с боковым расстоянием между автомобилями. Попутное движение автомобилей можно считать безопасным, если на каждые 10 км скорости движения боковое расстояние между автомобилями на 10 см более метра. Например, чтобы при прочих благоприятных условиях ехать безопасно со скоростью 80 км/ч, расстояние между автомобилями должно визуально составлять ширину среднего легкового транспортного средства.
Обязательно значительно снижайте скорость при появлении визуального признака сужения дороги, либо информирующих об этом дорожных знаков.
2. Увеличение скорости
Намерение избежать заноса на ледяной трассе, столкновения или наезда увеличением скорости не может и не должна рассматриваться как нормальный общепринятый прием управления, исключая, конечно, случаи когда это единственная возможность уклониться от опасности.
Водитель, помни основное правило: увидел потенциальную опасность, снижай скорость.
3. Видимость
Видимость является одним из главных условий, влияющих на безопасность движения. Видимость – это возможность различать людей, животных, машины, препятствия и другие особенности дороги, обусловленная степенью освещенности объектов. Ориентировка по видимости в направлении движения сводится к выбору такой скорости движения, при которой полный остановочный путь автомобиля был бы короче расстояния видимости. При хорошей видимости, когда четко различимы детали окружающей среды, максимально допустимой скоростью может считаться диапазон от 100-120 км/ч. В условиях затрудненной видимости скоростной режим должен быт существенно ниже. Даже при наличии больших возможностей автомобиля не рекомендуется развивать максимальные скорости, по простой причине – утомляемости водителя. Напряжение глаз в условиях быстрых скоростей, даже для здорового человека, через 10-15 минут, приводит к ограничению физиологических способностей воспринимать все детали окружающей обстановки.
Следует помнить, что в условиях наледи, мороза и особенно – снега, из-за оптических особенностей, разницы температур, и испарений видимость дороги снижается на 20-25% относительно теплого времени года
4. Обзорность – это беспрепятственная возможность видеть обстановку пути по обе стороны от направления движения. Обзорность непрерывно и резко изменяется достигая опасного минимума при проезде вблизи неподвижных объектов – например, из-за остановившихся машин. Учитывая особенности движения автомобилей в межсезонье, коэффициент сцепления колес с покрытием (около 0,8 на сухом бетонном покрытии, и 0,2 – на обледенелой дороге) при наличии даже несущественно сниженной обзорности, например — незаметно притормаживающий попутный автомобиль — необходимо снижать скорость.
5. Самочувствие
Здоровье водителя определяет и его возможности за рулем. Особенно в период наступления холодов, когда многие водители начинают хворать от простудных заболеваний, вождение в таком состоянии можно выполнять только с особой осторожностью. Во всех случаях заболеваний и утомлений ведите автомобиль только с умеренной скоростью, не менее чем вдвое ниже нормальной для здорового человека.
6. Застрявший в снегу
Застревание автомобиля при движении по заснеженным дорогам отнюдь не является правилом, а скорее исключением, если освоить несложные навыки управления. На обледенелую дорогу с неподготовленными шинами выезжать категорически не рекомендуется. Выехав на обледенелую, либо заснеженную дорогу, придерживайтесь колеи. Небольшие участки с глубоким снегом следует проезжать с ходу, не снижая скорости, но двигаясь на пониженной передаче.
Если автомобиль все-таки застрял, нужно немедленно прекратить бесплодные поытки выбраться на «авось» за счет увеличения оборотов – это приведет лишь к еще более глубокому оседанию автомобиля в снег. Прежде всего следует очистить от снега не только впереди и позади застрявшего колеса (или колес), но и с боков. Начинать движение лучше в направления уклона местности. Так же можно попытаться тронуться с места с помощью так называемого «метода раскачивания» — попеременного включения и выключения сцепления на первой передаче или на заднем ходе на самых малых оборотах. И используя образующуюся инерцию (позволяя откатываться машине обратно) вывести его на дорогу либо ровную поверхность. В такой момент значительная помощь может быть оказана пассажирами или прохожими, которые стоя по бокам автомобиля, будут способствовать «раскачиванию». Если автомобиль забуксовал на обледенелом участке, необходимо подложить под ведущие колеса подручный материал (песок, хворост, ветви, доски, коврики и т.п.)
7. Внимание к окружающим
Профессионалы дороги, настоятельного рекомендуют внимательно следить за окружающими, что при соблюдении скоростного режима является доступным. Поведение окружающих, главным образом пешеходов, дорожных рабочих, дворников и других лиц, находящимся по каким-либо причинам на проезжей части, служит характерным сигналом, указывающим на обязательное снижение скорости.
Если походка пешехода неуверенная, и он находясь на проезжей части или приближаясь к пешеходному переходу не осматривает дорогу, при ходьбе меняет темп – снижайте скорость!
Будьте особенно внимательны к детям, которые находятся на тротуарах вблизи проезжей части, в зимнее время осторожно проезжайте мимо женщин, закутавших голову шалью, и мужчин с поднятым воротником пальто, во время дождя – мимо лиц накрывших голову капюшоном
8. Ну и самый главный совет: прежде чем садиться за руль автомобиля, нужно не только овладеть первоначальными навыками вождения, но и обязательно приобрести начальные знания по устройству автомобиля, работы двигателя, сцепления, рулевого управления, тормозов. Как показывает практический эксперимент АМК Калининского района и Мытищинского самодеятельного АМК, проведенный в феврале 1961 года с участием 27 курсантов – аварийность при знание основ устройства транспортного средства снижается более чем на 20%. Вдумайтесь!
Использованы материалы: \»За рулем\» 1957-1963 г., \»Вечерняя Москва\» 1962 г., авторы: Г.Соловьев; В. Фирсов, лейтенант милиции; И.Крузе, автолюбитель, кандидат технических наук
Всем УДАЧНОЙ ДОРОГИ и безаварийной зимы на колесах!
Полезно! Продолжайте!
Колхида…. Помню-помню. Прикольный грузовик был. Но не любили его, в самых бедных автохозяйствах эксплуатировали. То ли дело КАМАЗ!
"Небольшие участки с глубоким снегом следует проезжать с ходу, не снижая скорости, но двигаясь на пониженной передаче"
Пля учитывая мой очень многолетний стаж дочитал до этой куйни и дальше не смог читать бред неседевшео за рулём!
да ладно )))) у меня перед сугробами всегда вторая и 5000 об/мин на тахо
Ну да, немногие попадают в ситуации, при которых можно поседеть за рулём. Вам, видимо, повезло, вы наверное совсем седой? Или просто неграмотный?
камаз случился гораздо позже описанного времени
ну какбэ учитывая массу экспертных комиссий работавших в журнале, профессионализм сотрудников, а также многолетний опыт Крузе, его награды, его технический уровень, и отзывы читателей по его ежегодным подборкам…мне без сомнения кажется что "Сергей-" более авторитетный эксперт
___
ты опять чтоль выпил?
а для этого надо возить с собой лопату
Тут выбор небогатый-либо возить лопату, либо не лезть в сугроб)
Жаль, а 7 пункт толковый.
а дабы быть вежливым пешеходом, готовым помочь людям — зимой также надо обязательно носить её с собой….
ну и летом до кучи) — неплохое средство самообороны и вдруг будет настроение картошку посадить?)
мне больше показался 3
"в зимнее время осторожно проезжайте мимо женщин, закутавших голову шалью, и мужчин с поднятым воротником пальто"
Это ради прикола?
Сергей, ешкинматрешкин — ну потрудись все-таки прочитать внимательнее описание…спецом оказывается для тебя писал: "…серию выдержек из архивных очерков, статей и публикаций различных журналов и газет прошлого века. Несмотря на достаточно серьезную временную разницу, на мой взгляд, многие рекомендации и поучения весьма остры для нашего времени",
Это Вы профи, а некоторые умудряются народ на ПП раскатывать, без зазрения совести впаивая им при этом 4.5.
+++
Давай по порядку разберёмся в писанинии, если у тебя есть время?
Пункт первый!
Например, чтобы при прочих благоприятных условиях ехать безопасно со скоростью 80 км/ч, расстояние между автомобилями должно визуально составлять ширину среднего легкового транспортного средства.
У нас есть такие дороги?
там буква "Г" пропущена ))
Сергей, на лисапеде зимой уже в небольшом снегу утонешь, откуда у вас опыт, а все понятно, вы пешком с ним проходите, тогда конечно это не для вас написано, извиняйте).
А я не такой древний, чтобы помнить доКАМАЗовскую эпох у. Делали аж до 1992 года! И макс скорость 65 кмч! Моя бабушка в разговоре ругала Колхидами неповоротливых медлительных людей.
Жаль чё такое мнение обо мне! Всегда старался быть объективным не врезая на преступников с моей банды они или не с моей!
Ирина а разглошение служебной тайны или очепятки преследуется притязаниями!
Ой, таки у меня на велике шипованная резина, в отличаи тебя жлоба на всесезонке!
Пля учитывая мой очень многолетний стаж дочитал до этой куйни и дальше не смог читать бред неседевшео за рулём!
Вы просто глупый человек с многолетний стажем, если пишите такое?
Да, интересный раньше был журнал "За рулем", не то что сейчас… Его выписывал мой отец, ну а я (будучи совсем маленьким) рассматривал фотографии))) Позже, когда научился читать-писать, перечитал все сохранившиеся дома экземпляры. Их было много, начиная года с 73-го и до 90-х.
А ты побывал проезжать большой перемет с ходу? Или в кувете, или остановка гдето в середине, кода ни назат не вперёд? Да и ещё раз я жив и незамёрз в перемётах значится не совсем тупой!
аналогично Вам, только подшивки "За рулём" были с 79 по 90 годы, по-моему стопки даже еще лежат в подвале.
Сканы всех номеров с 1928 года. Я люблю иногда почитывать.
Сканы всех номеров с 1928 года. Я люблю иногда почитывать.
Спасибо огромное, почитаю, поностальгирую
Спасибо. Прекрасно зная, что у любого издания есть сайт, я что-то и не подумал поискать подшивку)))
Я почему вспомнил про "За рулем" — Олег выложил статью журнала из рубрики "Это могло не случиться", а я все помню)))
Кстати (не реклама издания!), всем рекомендую почитать! Кому — ностальгия, а кому и пригодится что-то — были очень интересные статьи, плюс много практических советов, и очень многое из написанного 30-40-50 лет назад, актуально и сейчас.
Открываю первый же журнал на первой же странице, а там реклама подшипников. Не знал что этой фирме столько лет
и могу ответственно заявить, что написано верно. Заранее снижаешь скорость и передачу, и на высоких с тягой пролетаешь, чтобы не переключаться.
Вообще хорошая тема.
У нас есть такие дороги?
У нас все трассы так построены, две полосы — это минимум 6 метров, как правило больше, правый едет по возможности правее, левый левее — итого между ними как раз так и есть.
romol, спасибо за полезную и важную информацию, прочитал с удовольствием. В интересной манере изложено, прям по советски! Никакой 'воды', всё чётко и по делу, максимум информации в пунктах.
Современные издания конечно то же неплохо поднатаскивают, но тут видно, зрят в корень.
Обязательно к вдумчивому прочтению и последующему применению.
Фигня я в 1999 году зимой ездил на сликах и был Ваз 21083
Ключевое слово "был".
прочитал, пустил скупую мужскую слезу! вот же время было! ни мажоров, насосавших у папы на новый феррари, ни движков под 400 лошадей! ездили спокойнее и друг в друга из машин не стреляли…эххх.
не летайте и будет всё хорошо
(Всхлипнув) … и бензин в 1971-м был по 10 коп/литр …
Спасибо, очень полезная информация!