Все чаще владельцы электромобилей, этих современных и экологичных транспортных средств, сталкиваются с неожиданной проблемой: даже те, кто прежде никогда не испытывал дискомфорта в поездках, начинают ощущать тошноту и признаки укачивания.

Этот феномен, получивший название «электрокинетоз», ставит под сомнение репутацию электромобилей как наиболее комфортного и плавного транспорта.
Давайте разберемся в причинах этого явления и узнаем, как можно минимизировать его проявления.
Природа «болезни движения»
Кинетоз, или «болезнь движения», представляет собой реакцию организма на несоответствие сигналов, поступающих от различных органов чувств.
В обычной ситуации, когда мы находимся в движущемся автомобиле, наш вестибулярный аппарат (орган равновесия, расположенный во внутреннем ухе) и органы зрения регистрируют изменение положения тела в пространстве.
Однако, если наше тело находится в относительном покое, мышцы и суставы не передают мозгу информацию о движении, создавая сенсорный конфликт.
Мозг, получая противоречивые сигналы, интерпретирует их как признак отравления и запускает защитную реакцию, проявляющуюся в виде тошноты, головокружения, повышенного потоотделения и общего чувства дискомфорта.
Этот эффект особенно выражен у пассажиров, сидящих на задних сиденьях, так как у них часто ограничен обзор, и они в большей степени подвержены колебаниям и вибрациям автомобиля.
В случае с электромобилями, этот эффект может быть усилен из-за ряда специфических факторов.
Почему в электромобиле укачивает сильнее
Эксперты выделяют несколько ключевых факторов, которые могут усиливать проявления кинетоза именно в электромобилях.
Отсутствие звука двигателя
Исследования показывают, что акустическая информация играет важную роль в восприятии движения. Звук работающего двигателя предоставляет мозгу ценные данные об ускорении, замедлении и скорости автомобиля, позволяя ему более точно синхронизировать ощущения.
В электромобилях, где двигатель работает практически бесшумно, мозг лишается этой важной сенсорной информации, что может приводить к дезориентации и, как следствие, к укачиванию. Это подобно попытке ориентироваться в пространстве с завязанными глазами: отсутствие привычных ориентиров затрудняет адаптацию.
Рекуперативное торможение
Электромобили оснащены системой рекуперативного торможения, которая позволяет преобразовывать кинетическую энергию в электрическую при замедлении, увеличивая запас хода.
Однако эта система может приводить к резким и непредсказуемым замедлениям, особенно если водитель не имеет достаточного опыта. Эти рывки могут усиливать дискомфорт у пассажиров и провоцировать приступы кинетоза.
Неожиданные замедления нарушают равновесие и вызывают чувство дискомфорта, особенно у тех, кто склонен к укачиванию.
Мгновенный разгон
Современные электромобили способны разгоняться до высоких скоростей практически мгновенно, опережая по динамике многие спорткары.
Для неопытного водителя это может обернуться частыми и резкими стартами и торможениями, которые оказывают сильное воздействие на вестибулярный аппарат и вызывают укачивание.
Резкие изменения скорости могут быть особенно неприятны для пассажиров, не привыкших к подобной динамике.
Избыточная плавность хода
Парадоксально, но чрезмерно плавный и равномерный ход электромобиля также может способствовать развитию укачивания.
Отсутствие вибраций и колебаний может создавать у пассажиров ощущение полета или движения по воде, что вызывает дезориентацию и симптомы, схожие с морской болезнью.
Мозг, не получая достаточной информации о реальном положении тела в пространстве, начинает выдавать ошибочные сигналы, что и приводит к укачиванию.
Как минимизировать проявления «укачивания»
Учитывая факторы, способствующие развитию «электрокинетоза» в электромобилях, можно предпринять ряд мер для минимизации его проявлений.
Водителям электромобилей следует стремиться к максимально плавному и предсказуемому стилю вождения, избегая резких ускорений и торможений. Важно заранее прогнозировать дорожную ситуацию и избегать внезапных маневров.
Пассажирам, склонным к укачиванию, рекомендуется занимать места в передней части салона, где меньше ощущаются колебания и лучше обзор дороги. Важно избегать чтения или использования мобильных устройств во время движения, так как это может усугубить симптомы.
В случае сильной склонности к укачиванию можно использовать специальные препараты от кинетоза, предварительно проконсультировавшись с врачом. Также полезными могут быть ароматерапия (например, использование эфирных масел с успокаивающим эффектом) и акупунктура.
Разработчики электромобилей могут интегрировать в автомобили системы, имитирующие звук двигателя, для обеспечения дополнительной сенсорной информации.
Также перспективными являются адаптивные системы подвески, которые минимизируют колебания и вибрации, обеспечивая более плавный ход.
Ездите на ЗиЛ 157 в нем точно укачивания не будет, особенно на пассажирских местах в кузове. Включил круиз-контроль и с Машкой в кузов.
И бидонами молока
То же самое относится к «Уралу» и вообще к любым трехосникам.
запретить электромобилидумаю, на этом основании на медкомиссии будем теперь проверять вестибюлярку
на центрифугахна колесе, как в десантурену, где эти 30-летние. Из строя, шаг вперед …поглядим, что вы кушали на завтрак о)
Тошнит?
Накуй с корабля
чот сейчас вспомнил, вроде на первых электричках на всех ставился эмулятор работающего двигла. сейчас на всех отказались чтоль?
Есть такое дело, это относится и к электробусам, укачивает именно из-за излишней динамики ускорения и замедления. Ещё есть традиционные автомобили с неудачными настройками подвески, например корейцы.