Начнем с того, что более десяти лет назад глава компании Tesla Илон Маск так был уверен в превосходстве Tesla над другими компаниями, что рассмеялся, когда услышал вопрос о том, что автопроизводитель BYD является их конкурентом.
«Почему вы смеетесь?» — спросила ведущая, на что Маск ответил: «Вы видели их автомобили? Я не думаю, что у них хороший продукт».
За 30 лет BYD прошла невероятный путь от скромного производителя аккумуляторов до лидера автомобильной промышленности Китая. Компания демонстрирует впечатющий ежегодный рост в 1,5 раза. На сегодняшний день BYD фактически опередила Tesla на мировом рынке.
Давайте разберемся, в чем секрет стремительного взлета BYD и как китайской компании удалось достичь таких высот.

От «дешёвой фабрики» к собственным технологиям
В 1990-е годы Китай, пережив реформы Дэн Сяопина, превратился в «мастерскую мира», где собиралась электроника и бытовая техника, в основном японская.
Китайские предприниматели, вдохновленные этим опытом, решили создавать собственные продукты, а не просто собирать чужие. Однако, столкнулись с проблемой: копировать устройства было возможно, но производство аккумуляторов требовало доступа к дефицитным ресурсам, таким как графит, кобальт и литий, которые контролировались американскими, европейскими и японскими компаниями.
Понимая важность доступа к ресурсам, Китай запустил программы по добыче и переработке необходимых материалов.
Государство предоставляло финансирование, контракты и доступ к месторождениям перспективным компаниям, стимулируя развитие отрасли.
Одной из таких компаний стала YaDi Technologies, основанная профессором электрохимии из Пекинского университета Вань Чуаньфу, которая позже была переименована в BYD.
Прорыв в аккумуляторных технологиях
Первоначально BYD занималась сборкой аккумуляторов для японских компаний, но параллельно инвестировала в добычу графита, переработку лития и поиск альтернативных аккумуляторных технологий.
В 2008 году BYD представила литий-железо-фосфатную (LFP) батарею, в которой вместо дефицитных никеля и кобальта использовались доступные в Китае железо и фосфор.
LFP-батареи оказались дешевле, долговечнее и надежнее, что идеально подходило для массового производства электромобилей.
Вертикальная интеграция 80-го уровня
BYD – одна из самых вертикально интегрированных автомобильных компаний в мире. В отличие от других автоконцернов, которые закупают большинство комплектующих у сторонних поставщиков (OEM), BYD производит около 75% комплектующих самостоятельно. Это двигатели, силовые установки, чипы, микроконтроллеры, сенсоры, шины, стёкла и программное обеспечение. Компания закупает на стороне лишь некоторые специализированные компоненты.

Инженерная культура и модульный подход
BYD начинала не с автопрома, а с электроники, что сформировало ее инженерную культуру и подход к разработке. Команда BYD состоит из инженеров, которые занимались реверс-инжинирингом и оптимизацией процессов производства аккумуляторов для японских гаджетов.
Продолжая наше погружение в историю успеха BYD, мы рассмотрим, как компания смогла не только построить эффективное производство, но и создать конкурентоспособные автомобили. Мы рассмотрим ключевые факторы, которые позволили BYD выйти на передовые позиции в автомобильной индустрии.
Закалённая команда и «обратный инжиниринг»
Причиной успеха BYD стала команда, прошедшая закалку в процессе разработки и запуска в производство нового типа батареи. Этот опыт сформировал команду креативных и технически подкованных специалистов, способных создавать с нуля сложные продукты, что отличает их от обычных конструкторов и менеджеров из автопрома.
Другой немаловажный фактор – постоянная необходимость быстро изучать передовые технологии методом обратного инжиниринга и оперативно внедрять собственные версии.
Модульность и инновационные решения
Инженеры BYD, унаследовавшие модульный подход из аккумуляторного бизнеса, регулярно предлагают неординарные технологические решения. Двумя ключевыми примерами являются:
- Blade battery: Топливные ячейки, которые выполнены в виде тонких «лезвий», что обеспечивает большую прочность, безопасность, лучшее охлаждение и компактность. При тестировании эти ячейки демонстрируют высокую устойчивость даже к проколам.
- E-Platform 3.0: Модульная платформа с 8-in-1 силовой установкой, объединяющей ключевые системы (двигатель, инвертор, трансмиссию, батарею и т.д.) в единый модуль, который является несущей конструкцией автомобиля. Это решение снижает вес, увеличивает запас хода и значительно удешевляет производство, позволяя использовать платформу на разных моделях.
Ограниченный бренд и креативность в снижении себестоимости
Ещё одна причина успеха – отсутствие сильного бренда, что вынуждало BYD снижать себестоимость продукции. Это стимулировало поиск творческих решений и развитие собственного производства компонентов, чтобы контролировать издержки и не делиться прибылью с поставщиками. В результате, BYD приходилось многое делать самостоятельно, не от хорошей жизни, а из необходимости.

Государственная поддержка и правильное использование ресурсов
Другой не менее важный фактор – поддержка со стороны Китайской Партии. BYD получала кредиты доверия и государственное финансирование для аккумуляторных исследований, развития литиевых мощностей и налаживания производства других компонентов в рамках программы Made in China 2025.
Главное – не просто получить финансирование, а правильно им распорядиться, что BYD успешно демонстрирует.
Такой подход позволил BYD снизить себестоимость автомобилей и быть менее зависимым от глобальных кризисов. Например, во время полупроводникового кризиса 2020-2022 годов BYD пострадала меньше конкурентов благодаря наличию собственного производителя чипов, BYD Semiconductor, запущенного еще в 2002 году.
Не копировать, а улучшать
Возможно, кто-то скажет, что BYD просто копирует технологии у немецких и японских производителей.
Действительно, BYD использовала обратный инжиниринг для изучения чужих разработок, но это было больше, чем просто копирование.
Важным принципом компании является не слепое копирование, а улучшение существующих решений.
История с Mercedes C-Class
В конце 2000-х годов, когда BYD только начинала осваивать автопром, Вань Чуаньфу привез Mercedes C-Class, чтобы инженеры разобрали и изучили его.
Когда инженеры выразили нежелание разбирать «идеальную машину», Вань Чуаньфу провел ключом по кузову и сказал: «Теперь это просто кусок металла. Разбирайте, изучайте и делайте лучше!»
Этот случай демонстрирует подход BYD к изучению и переосмыслению чужих технологий.
Примеры успешных «улучшений» моделей BYD:
- BYD F3 (2005 год): Клон Toyota Corolla 9-го поколения, но дешевле за счет использования других компонентов и упрощения конструкции. Эта модель стала хитом в Китае и вывела BYD на массовый рынок.
- BYD S8 (2009 год): Копия Mercedes-Benz CLK второго поколения, первая «почти премиальная» модель BYD. Несмотря на низкое качество сборки, эта модель стала экспериментом, позволившим BYD научиться делать более сложные автомобили.
- BYD Tang (2020 год): Китайский аналог Audi Q7, но в три раза дешевле за счет использования собственных разработок.
- BYD Han (2021 год): Доступная альтернатива Tesla Model S с продвинутой батареей Blade и собственной платформой.
- YangWang U8: Лакшери-внедорожник, сочетающий элементы Range Rover и Mercedes-Benz G-Class.

Привлечение дизайнеров с мировым именем
Понимая важность дизайна, BYD привлекла к себе известных автомобильных дизайнеров из Европы, таких как Вольфганг Эггер (экс-главный дизайнер Audi), Хуанма Лопес (экс-дизайнер Ferrari и Lamborghini) и Микель Каверо (экс-дизайнер Lamborghini, отвечающий за интерьер и материалы новых моделей BYD).
Их задача – создавать автомобили, которые не только хорошо едут, но и выглядят привлекательно. Разумеется, под их руководством работала целая команда специалистов, как китайских, так и зарубежных. Важно отметить, что Вань Чуаньфу не экономил на привлечении лучших талантов, предлагая им крупные контракты.
Эволюция дизайна BYD
К середине 2010-х годов BYD зарекомендовала себя как перспективный производитель, но ее автомобили часто критиковали за безликость и скучный дизайн. Вань Чуаньфу понимал, что для достижения глобальных целей необходимо изменить это восприятие.
В 2016 году BYD переманила Эггера из Audi, предложив ему 3 миллиона евро в год и должность главы по дизайну всей компании.
Под руководством Эггера были созданы такие хитовые модели, как BYD Song Max, BYD Seal, BYD Han, а также новые электробусы BYD. Он также участвовал в разработке премиального суббренда YangWang и концепции дизайна Dragon Face 3.0.
Dragon Face – это фирменная решетка радиатора, вдохновленная китайской культурой, агрессивные линии, светодиодные элементы и аэродинамичные пропорции. Эта концепция применяется к различным моделям, от бюджетных до премиальных.
BYD повезло, что Эггер проникся китайской культурой и даже выучил язык. Он не любит футуризм и считает дизайн Tesla слишком холодным. В результате, современные автомобили BYD отличаются уникальным стилем, который легко узнаваем в городах Китая и других азиатских странах.
От бюджетных автомобилей к люксовому сегменту
Мы разобрали, как BYD добивалась баланса «цена-качество», создавала производственную базу и внедряла технические инновации. Теперь рассмотрим, как компания расширяла модельный ряд и пробилась в люксовый сегмент.
В 1990-е и 2000-е годы экономика Китая росла, а благосостояние населения увеличивалось. В стране сформировался средний класс, который мог себе позволить более дорогие и престижные автомобили.
В 2012 году BYD запустила свой первый суббренд – Denza, ориентированный на премиальные электроседаны, кроссоверы и минивэны. Первая модель Denza была проще, но дороже и престижнее обычных BYD.
Зачем нужен отдельный суббренд?
Запуск Denza был необходим по нескольким причинам:
- Позиционирование: Чтобы не размывать имидж бренда и избежать недовольства как со стороны покупателей бюджетных, так и премиальных автомобилей.
- Партнерство с Mercedes: Denza изначально было совместным предприятием BYD и Mercedes, где Mercedes отвечал за премиальные элементы (дизайн, салон, качество), а BYD – за батарею, электропривод и платформу.
- Целевая Аудитория: Denza была ориентирована на состоятельных китайцев, чиновников и корпоративных клиентов, которым было не престижно ездить на бюджетном автомобиле.

Denza стала лидером в сегменте люкшери-минивэнов в Китае. В последние годы BYD укрепила свои позиции и решила еще больше диверсифицироваться, представив в 2023 году два новых суббренда:
- Fangchengbao: «Формула леопарда», бренд внедорожников для активных людей с деньгами.
- YangWang: Люксовые автомобили для самых богатых, конкуренты Maybach, Rolls-Royce и т.д.
Планы на Будущее
В настоящее время у компании BYD несколько целей:
- Стать «электромобильной Toyota», доминируя на глобальном рынке электромобилей.
- Расширять глобальное присутствие, строя заводы в разных странах.
- Следовать мультипродуктовой стратегии, охватывая все предпочтения и ценовые сегменты.
- Разрабатывать новые инновации, в первую очередь в области батарей и электроприводов.
Выводы
BYD прошла долгий путь от производителя аккумуляторов до глобального игрока в автомобильной индустрии. Благодаря инновациям, вертикальной интеграции, талантливым инженерам и дизайнерам, а также поддержке государства, BYD смогла создать уникальные автомобили и завоевать признание во всем мире.
«BYD приходилось многое делать самостоятельно, не от хорошей жизни, а из необходимости. » Соколов это читал ?
Как тебе такое Илов Макс какой путь сделал Автоваз за 30 лет имея поддержку партии и миллиардные финансовые вложения??? Как собирали Ниву так и собирают туже Ниву ну и остальное из китайского хлама….
Илоша, твои тэслы — это уже батуты. Рогозин не даст соврать.
Истина — Маск ответил: «Вы видели их автомобили? Я не думаю, что у них хороший продукт».
дальше можно не читать.
очередная реклама китайских вёдер
Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
секреты успеха — нет нефти :о)
думаете я опять про рф? не фига, я про арабов
арабы тоже машины не делают :о)))
на самом деле, нагличане хорошо знают психологию арабов (см. лоуренс аравийский, которая описывается словом кайф — не куя не делать, пить «кефир» в теньке и смареть
на голые жопытанцы живота нонстоп). Нагличане эту фигню (кайф) и подсунули Советам в 70-х гг. И тут сюрприз: оказалось, что позднесоветская бюрокартия такая же ленивая как арабы. Прямо загадки популяционной генетики. так вот заглотнула бюрократия этот крючок (нефть) и теперь на нем болтается, глаза вытаращила, жабрами пыхтит как мехами, а соскочить не может. Так что какие уж тут машины? Машины, рокеты надо делать: сначала головой крепко думать, а потом руками аккуратно делать. И, главное, делать каждый Божий день как послушание, а не тогда, когда у тебя настроение или Война пришлаВот Ходорковский тоже химик как Сунь Куй В Чай, а смарите какие разные итоги. Сунь Куй сделал БИДе, а Ходор сразу пошел торговать нефтью. А потом ваще свалил на историческую родину …к арабам :о)) Короче, спалился Мишаня по полной. А, ведь, в совецкое время Мишаня начинал в
СколковоНТТМ Менатеп— Да, Семэн Маркович?
—Так точно, Фима-сан.
Вот именно. Каждый божий день. А не по две недели, на новогодние волов впрягать. Да и майские тоже.