В России сохраняется тревожная тенденция, когда на учет ставятся автомобили, не отвечающие установленным требованиям безопасности. Эта практика стала возможной благодаря недобросовестной деятельности некоторых испытательных лабораторий, выдающих разрешительные документы без проведения фактического осмотра транспортных средств.
Autonews.ru раскрыл и подтвердил очередной случай, демонстрирующий остроту этой проблемы.

Как выдаются «липовые» документы
Проблема выдачи фиктивных разрешительных документов на ввозимые в страну транспортные средства, не соответствующие требованиям безопасности, уже неоднократно освещалась Autonews.ru.
Суть схемы заключается в том, что недобросовестные испытательные лаборатории, действующие в различных регионах страны, выдают свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС) на автомобили, которые даже не предоставляются для осмотра.
В качестве примеров можно привести случаи выдачи СБКТС на автомобили, находящиеся в автосалоне в Шанхае, на разбитую Tesla, приобретенную на аукционе в США, и на дорогостоящий Rolls-Royce, который фактически находился в Казахстане, а на учете состоял в Киргизии.
Во всех этих случаях автомобили не проходили фактический осмотр, что является грубым нарушением установленных правил.
Реакция властей и отсутствие системного решения
Огласка фактов незаконной выдачи СБКТС испытательными лабораториями вызвала широкий общественный резонанс и привела к организации проверок со стороны Министерства внутренних дел. Жалобы, направленные в Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитацию), также возымели определенное действие.
Несмотря на предпринятые меры, системного решения проблемы до сих пор не найдено. Об этом свидетельствуют новые эпизоды выдачи документов на автомобили без проведения реального осмотра, что говорит о сохраняющейся уязвимости системы контроля за ввозом и регистрацией транспортных средств.
Реальный случай выдачи «липового» СБКТС
Представители Национального автомобильного союза (НАС) сообщили Autonews.ru об очередном факте выдачи СБКТС на автомобиль, который не может быть допущен к эксплуатации на российских дорогах из-за несоответствия требованиям безопасности. В данном случае, выявить нарушение удалось благодаря отзыву владелицы проблемного автомобиля в сети Интернет о работе испытательной лаборатории.
Владелица автомобиля по имени Ксения обратилась в смоленскую лабораторию с целью получения СБКТС на автомобиль GMC Terrain 2019 года выпуска, предназначенный для рынка США. Ей требовалось полное оформление документов, включая СБКТС, электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) и уплату утилизационного сбора. Однако, смоленская лаборатория отказала в выдаче СБКТС, мотивируя это тем, что ввезенный в Россию автомобиль имеет красные «поворотники» вместо оранжевых, что является нарушением российских требований.
Сотрудники лаборатории предложили владелице автомобиля заменить красные «поворотники» на оранжевые, что вызвало её негодование. В дальнейшем выяснилось, что разрешительная документация на данный автомобиль всё же была выдана, причём без проведения фактического осмотра и с грубейшими нарушениями установленного порядка.

Согласно выданному документу, оформить автомобиль удалось в Чебоксарах – столице Чувашской Республики. В документе указывается, что «возможно использование на дорогах общего пользования без ограничений» и что «испытания проведены по адресу: Россия, Чувашия Чувашская Республика, город Чебоксары, улица Ломоносова, д. 2, помещение 4».
В то же время, в отзыве на работу смоленской лаборатории, которая действовала в соответствии с законом, владелица автомобиля написала следующее: «К вам я точно больше не обращусь и другим не советую! И моя проблема с красными «поворотниками» вполне решаема, грамотные люди помогли!».
СБКТС — гарантия безопасности или формальность?
Свидетельство о безопасности колесных транспортных средств (СБКТС) является обязательным документом для автомобилей, ввозимых в Россию частными лицами. Этот документ должен гарантировать соответствие конструкции транспортного средства требованиям технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 018/2011).
Именно на основании СБКТС выдается электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС), который, в свою очередь, дает право на постановку автомобиля на учет и на его эксплуатацию на дорогах.
В соответствии с действующим законодательством, выдача СБКТС возможна только после тщательной проверки транспортного средства сотрудниками аккредитованных лабораторий. Непредставление автомобиля на осмотр является грубейшим нарушением установленных правил. Выявление фактов нарушений при оформлении СБКТС влечет за собой исключение транспортных средств из реестра и невозможность их полноценной эксплуатации.
Аннулирование учета и «вечный учет»
Профильные ведомства осведомлены о проблеме выдачи в России фиктивных разрешительных документов. По результатам внутренних проверок могут быть аннулированы тысячи СБКТС.
По информации НАС, в стране продолжают появляться новые испытательные лаборатории, занимающиеся продажей документов. По оценкам экспертов, количество проблемных автомобилей исчисляется тысячами.
При выявлении нарушений и аннулировании СБКТС недействительным становится и ЭПТС, выданный на его основании. При этом, собственник автомобиля может даже не подозревать об этом. В результате такие автомобили попадают на так называемый «вечный учет» до устранения всех проблем с документами.
Официальная позиция МВД
Ранее Министерство внутренних дел (МВД) разъясняло Autonews.ru ситуацию с проблемными автомобилями. В официальном ответе ведомства указывается, что оно руководствуется законом № 283-ФЗ от 3 августа 2018 года, вступившим в силу с 1 января 2020 года. В соответствии со статьей 18 этого закона, перечень оснований для прекращения государственного учета транспортного средства определен. Прекращение государственного учета транспортного средства в связи с аннулированием электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС) и (или) документа об оценке соответствия колесных транспортных средств не предусмотрено.
Вместе с тем, в МВД пояснили, что отсутствие ЭПТС со статусом «действующий» в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт, является основанием для отказа в совершении регистрационных действий. В результате владелец такого автомобиля не может полноценно распорядиться своим имуществом и не сможет зарегистрировать машину в ГИБДД. Это и есть то, что называют «вечным учетом».
Выводы
Ситуация с недобросовестным оформлением автомобилей в России вызывает серьезную обеспокоенность. Несмотря на предпринимаемые меры, проблема сохраняется и приводит к тому, что на дорогах оказывается техника, не отвечающая требованиям безопасности. «Вечный учет» становится серьезной проблемой для владельцев автомобилей, приобретенных с нарушениями.
Для решения этой проблемы необходимо усилить контроль за деятельностью испытательных лабораторий, ужесточить ответственность за выдачу фиктивных документов и создать эффективный механизм выявления и пресечения незаконных схем оформления автомобилей. Только таким образом можно обеспечить безопасность дорожного движения и защитить права добросовестных владельцев транспортных средств.
Сначала создали ветряные мельницы, теперь дуют щеки и делают вид, что с ними борются…
аха-ххаа
«красные поворотники» их смутили
у вас, вон, дебилы, в стопы вместо красных или оранжевых ламп ставят белые.
вообще-то стопы красные, не оранжевые
лампочки оранжевые могут быть
если красные лампочки и красное стекло, то уж совсем тускло получается
а оранжевая лампочка и красное стекло — компромисс
«В России сохраняется тревожная тенденция, когда на учет ставятся автомобили, не отвечающие установленным требованиям безопасности.» Наверно речь идет про продукцию отечественного автопрома?
Надо сварщиками на дорогах заниматься срочно.
Кстати, да, красные поворотники — это длбзм.
все США ездят и как-то не подозревают, что «красные поворотники — это длбзм»
да ваще отсталые люди :о))
у них, вон, на фото сан-франциско (любезно предоставленного Литерным) трамваи XIX века