Скрип тормозов — явление, знакомое многим автовладельцам. Этот неприятный звук может вызывать беспокойство и заставлять задуматься о состоянии автомобиля. Однако скрип тормозов может быть как вполне нормальным явлением, связанным с особенностями работы системы, так и признаком серьезных неполадок.
Давайте разберемся, почему тормоза скрипят, когда стоит беспокоиться, а когда можно не обращать внимания, начиная с устройства тормозной системы.

Устройство тормозной системы
Тормоза — важнейший компонент безопасности автомобиля. Хотя их принцип работы кажется простым — нажатие на педаль приводит к замедлению и остановке машины, — за этим скрывается сложный механизм, каждый элемент которого выполняет свою задачу для обеспечения идеальной работы.
Основными частями тормозной системы являются тормозной диск или барабан, тормозные колодки и суппорт. Диск, связанный с колесом, подвергается воздействию при торможении. Колодки, покрытые фрикционным материалом, прижимаются к диску или барабану, создавая трение. Это трение преобразует кинетическую энергию автомобиля в тепловую, что помогает машине замедляться. Суппорт отвечает за правильное положение и прижимание колодок к диску или барабану.
Когда водитель нажимает на педаль тормоза, создается гидравлическое давление, передаваемое через тормозную жидкость. Оно воздействует на суппорт, который прижимает колодки к диску или барабану, вызывая нужное трение. Эффективность этой системы зависит от качества материалов, точности изготовления и состояния всех элементов. Трение, позволяющее автомобилю останавливаться, сопровождается вибрацией, которая иногда становится слышимой. Звук, возникающий вследствие этих вибраций, и называется скрипом тормозов. Он может быть безвредным или сигнализировать о проблеме, требующей внимания. Все зависит от причин, вызывающих этот скрип.
Основные причины скрипа тормозов
Вибрации — неотъемлемая часть работы тормозной системы. Важно понять, почему они стали заметны и требуют ли они вмешательства. Рассмотрим самые распространенные причины скрипа.
Износ тормозных колодок
Первым делом следует учитывать, что фрикционная поверхность тормозных колодок постепенно стирается. Когда их толщина уменьшается до критической отметки (обычно около 2–3 мм), срабатывает индикатор износа, так называемый «скрипун». Этот элемент создает специфический звук при соприкосновении с диском, напоминая водителю о необходимости замены колодок. Такой скрип не указывает на поломку, а служит сигналом для проведения технического обслуживания. Если проигнорировать этот сигнал и продолжать использовать изношенные колодки, фрикционный материал может полностью исчезнуть, обнажив металлическую основу. Тогда вместо скрипа появится скрежет, и потребуется заменить не только колодки, но и поврежденный диск, что приведет к дополнительным расходам. Кроме того, увеличивается тормозной путь, что может привести к опасным ситуациям на дороге. Регулярная проверка и замена колодок помогают предотвратить серьезные проблемы и обеспечивают безопасность.
Важно отметить, что срок службы тормозных колодок варьируется от 20 000 до 50 000 километров, хотя реальный ресурс зависит от условий эксплуатации. Частые остановки и резкое торможение в городе ускоряют износ, тогда как езда по трассе продлевает срок службы. Также имеет значение качество самих колодок: оригинальные запчасти или изделия надежных брендов обычно служат дольше и работают тише, чем дешевые аналоги.
Перегрев тормозной системы
Другой причиной скрипа может стать перегрев тормозов. При высоких нагрузках, например, при резком торможении или длительном движении вниз по склону, температура деталей может подниматься до 400–800 градусов Цельсия. Под воздействием экстремальных температур металл деформируется, изменяя свои свойства. В результате может возникнуть скрип, вызванный неравномерным контактом колодок с диском. Это явление временное и обычно проходит после остывания системы. Однако частый перегрев может ускорить износ компонентов и снизить эффективность торможения.
Для предотвращения перегрева рекомендуется избегать агрессивного стиля вождения и использовать правильную технику торможения, особенно на длинных спусках. Например, переключение передач на пониженные ступени позволяет задействовать двигатель для замедления, снижая нагрузку на тормоза.
Качество материала тормозных колодок
Качество используемых тормозных колодок также оказывает влияние на появление скрипа. Некоторые материалы, используемые в бюджетных колодках, могут создавать больше шума при работе. Металлические включения в составе фрикционного слоя или низкое качество материалов могут приводить к появлению скрипа. Кроме того, некачественные колодки быстрее изнашиваются, что увеличивает вероятность появления скрипа.
Чтобы минимизировать риск возникновения неприятных шумов, лучше выбирать качественные тормозные колодки от проверенных производителей. Они будут служить дольше и работать тише, что обеспечит комфорт и безопасность.
Неправильная установка или загрязнение
Иногда скрип тормозов может возникать из-за неправильной установки или загрязнения. Если колодки установлены неправильно или смещены относительно диска, это может привести к неравномерному контакту и возникновению вибраций. Загрязнения, такие как песок, грязь или ржавчина, тоже могут способствовать появлению скрипа.
Регулярный уход за тормозной системой, а также очистка и проверка правильности установки компонентов помогут избежать подобных проблем. Если скрип появился вскоре после замены колодок, возможно, проблема связана именно с установкой.
Влияние погодных условий
Погодные условия также могут влиять на работу тормозной системы. Влага, мороз или соль на дорогах могут вызывать коррозию металлических частей, что приводит к ухудшению контакта между колодками и диском. Это может проявляться в виде скрипа или других посторонних звуков.
Использование специальных антикоррозийных средств и регулярная чистка тормозов помогут защитить систему от негативного воздействия окружающей среды.
Подведем итоги
Скрип тормозов может быть как нормальной частью работы системы, так и индикатором неисправности. Регулярные проверки и техническое обслуживание помогут выявить потенциальные проблемы на ранних стадиях и предотвратить серьезные поломки.
Важно следить за состоянием тормозных колодок, избегать перегрева системы и выбирать качественные комплектующие. Это позволит вам безопасно и комфортно чувствовать себя на дороге.
Намазать тормозные диски пожирнее солидолом, скрип пропадёт.
купить беруши и все.
был знакомый, ездил со знаком «глухой».
И ничего…едет и едет…ни колодки не скрипят, ни машина не гремит. Все пучком. Шумоизоляция на высоте :о)
«Важно следить за состоянием тормозных колодок, избегать перегрева системы и выбирать качественные комплектующие.» — и где ты такие комплектующие найдёшь, умник.
Жига не жига, если колодки не скрипят!
Да. просто материал колодок неоднородный (анизотропный о)), потому и износ не однородный, вот и скрипят.
Если скрипят, значит, колодки еще есть. Вот когда перестанут скрипеть, тогда и будем думать.
А я помню как-то пропустил этот переход от скрипа к скрежету. Просто стало громче.
Статья из разряда «в помощь автомобилисту» и «советы бывалых». Трудно не согласиться с утверждением, что «тормоза — важнейший компонент безопасности», поскольку их непосредственное наличие на дорогах общего пользования напрямую влияет на безопасность. Т. так и шастають туда — сюда.
Может быть это вовсе не «скрежет тормоза», а скрежет зубов автовладельца от цен на новые тормоза и услугу по их замене? Специализированная пластичная смазка для нерабочих поверхностей тормозных колодок и скобы в помощь.
))))) от 20 до 50. Я сдал в трэйд-ин машинку с пробегом 80, даже до половины колодки не износились. Всё дело в наезднике. Газ-тормоз-газ — ездят слабенькие водители. Кое что понимающие, ездят: дистанция, газ — нога с газа — газ.
:о))
вспомнил деревеньских ниваводов, которые рассказывали, что у них диск сцепления ходит по 100 и более тыщ. А вы, масквичи, ездить не умеете, потому и сцепа у вас больше 30 не ходит :о).
Щас ехал по улице (1 км, 5 ПП=10 лежачих полицейских) — не помню, раз 15, наверное, выжимал сцепление 1-2-3-2-3-1-2-3-1…т.д.
Это только на одной улице, а таких улиц в масквабаде тыщи :о)
Ну хз, мне кажется сотка для хорошего сцепления — это не срок. Автотаз помню с пауком один раз поставил (покупал чуть ли не ночью, брал что дали) так этот паук развалился тысяч через 40. Последние, которые ставил были LUK и ездят до сих пор.
Есть вопрос. Как понять, правильно ли пользуешься сцеплением. Оно всегда воняет, если не так переключаешься, или если не воняет, значит всё правильно выжимаешь-отпускаешь?
Фиг знает, нога как-то на инстинкте работает. Скорее никогда не воняет. Хотя было, когда жена Крафт спалила. На перекрёстках воняло- воняло и потом совсем перестало отжиматься 🙂
Ясно, значит всё-таки если не так выжимать, то запашок будет.
Без звиздежа. Это диагностическая карта салона Тойоты, они осматривали Витару 1,5 часа.
Ещё.
так это ТО для водителя или ТО для регистрации в ГАИ ?
Это входная диагностика, перед сдачей машины им по трэйд-ин. Доки они пробили до этого, а это уже смотрины. Вырисовывается окончательная цена покупки и остаётся доплатить разницу за новую машину.
Тойота Центр Хабаровск