12 сентября Центральный Банк России принял решение о снижении ключевой ставки на 100 базисных пунктов, с 18% до 17%. Это решение стало очередным шагом в направлении смягчения денежно-кредитной политики и, безусловно, затронет отечественный автомобильный рынок.

Ожидания экспертов и текущая экономическая ситуация
Снижение ключевой ставки не стало неожиданностью для аналитиков. Согласно консенсус-прогнозу РБК, большинство экспертов ожидали такого шага. Некоторые аналитики даже прогнозировали более существенное снижение — до 16% годовых.
ЦБ РФ снижает ставку уже в третий раз подряд, что свидетельствует о стремлении регулятора поддержать экономическую активность.
Реакция экспертов автомобильного рынка
Эксперты в целом положительно оценили решение ЦБ РФ. Однако, по их мнению, снижение ставки до 17% вряд ли приведет к резкому росту продаж автомобилей. Установленный уровень ставки все еще остается высоким и оказывает сдерживающее влияние на автокредитование и лизинг.
Представители ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) подчеркнули, что для восстановления рынка необходимо дальнейшее снижение ставки. «Ставка примерно 15% — это то, над чем еще может предприниматель работать и зарабатывать. Все, что выше, — губительно для любого бизнеса, автобизнеса в том числе», — отметили в пресс-службе РОАД.
Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин назвал снижение ключевой ставки «заметным движением», которое позволит снизить кредитную нагрузку на покупателей автомобилей. В то же время он обратил внимание на возможное снижение доходности по депозитам.
Руководитель комитета по автолизингу и спецтехнике Объединенной лизинговой ассоциации Александр Николаенко отметил, что предыдущие снижения ставки уже оказали определенное влияние на рынок. По его словам, с августа наблюдается небольшой всплеск отложенного спроса.
Позитивное влияние на авторынок
Финансовый директор «Интерлизинга» Евгений Кочуров считает, что даже прежняя ключевая ставка в 18% уже начала оказывать положительное влияние на авторынок. Он отметил, что, по мнению автодилеров, снижение ставки способствует росту ежемесячных продаж новых автомобилей.
Финансовый директор ПЭК Роман Ромашевский сообщил о снижении ставок по лизингу техники и складского оборудования в некоторых крупных компаниях.
Директор международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова отметила, что снижение ставки позитивно скажется на сфере автомобильного ремонта, так как клиенты автосервисов смогут вновь пользоваться рассрочками и кредитами для оплаты крупных ремонтов.
Оптимальный уровень ключевой ставки
Эксперты сходятся во мнении, что для существенного оживления авторынка необходима ключевая ставка ниже 15%.
Руководитель комитета по автолизингу и спецтехнике Объединенной лизинговой ассоциации Александр Николаенко считает, что ставка ниже 14% позволит рынку «оживать».
Президент Союза автомобильных дилеров (САД) Вячеслав Жигалов заявил, что уровень ключевой ставки, при котором начнется перелив с депозитов на потребление, находится в районе 14%.
Прогнозы по ценам на автомобили
Вопреки ожиданиям многих покупателей, снижение ключевой ставки не приведет к снижению цен на автомобили. По мнению экспертов, этот процесс сопровождается ослаблением курса рубля.
Президент САД Вячеслав Жигалов заверил, что снижения цен ждать не стоит.
Руководитель управления по работе с импортерами «Газпромбанк Автолизинг» Александр Корнев также отметил, что на снижение стоимости автомобилей в текущих условиях рассчитывать не приходится.
Кроме того, эксперты ожидают очередного повышения утилизационного сбора, что также будет способствовать росту цен.
Ждём нового повышения цен.