После введения с 1 ноября повышенного утильсбора на автомобили мощнее 160 л.с. для частных лиц, рынок альтернативного импорта автомобилей претерпит значительные изменения. По словам генерального директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, ввоз популярных автомобилей по каналам альтернативного импорта станет нерентабельным.
Рассмотрим подробнее, какие направления поставок и бренды затронут данные изменения.

География импорта: кто пострадает больше всего?
Статистика импорта автомобилей физическими лицами за первые 8 месяцев 2025 года показывает, что наибольшая доля автомобилей с мощностью свыше 160 л.с. поступает из следующих стран:
- Беларусь: 85,8%
- Южная Корея: 84,5%
- Грузия: 83,9%
- Киргизия: 83,6%
- ОАЭ: 61,3%
- Китай: 54,6%
- Япония: 10,6%
Очевидно, что на импорт из Беларуси, Южной Кореи, Грузии и Киргизии новые правила окажут наиболее существенное влияние. Экономическая выгода от ввоза автомобилей мощностью свыше 160 л.с. через эти страны может практически исчезнуть, что приведет к значительному сокращению объемов импорта.
Бренды в зоне риска: кто потеряет позиции на рынке?
Рассмотрим долю автомобилей с мощностью свыше 160 л.с. в общем объеме импорта физическими лицами по 10 наиболее популярным брендам:
- Geely: 89,3%
- BMW: 89,7%
- Mercedes-Benz: 84,3%
- Hyundai: 79,5%
- KIA: 69,6%
- Volkswagen: 39,7%
- Toyota: 32,3%
- Honda: 14,3%
- Mazda: 12,5%
- Nissan: 8,3%
Как видно из представленных данных, наибольший удар придется по брендам Geely, BMW и Mercedes-Benz. В частности, Geely Monjaro, будучи одной из самых популярных моделей, ввозимых по альтернативным каналам, может практически исчезнуть с этого рынка.
Прогнозы и перспективы
На основе анализа данных можно сделать следующие прогнозы:
- Импорт праворульных автомобилей из Японии практически не пострадает.
- Цены на премиальные бренды, такие как BMW и Mercedes-Benz, значительно вырастут, и их продажи продолжат падать.
- Ввоз Geely Monjaro по каналам альтернативного импорта станет нерентабельным, что может быть выгодно для официального дистрибьютора Geely.
- Структура ввоза из Китая, вероятно, изменится, но импорт подержанных автомобилей может продолжить расти.
- Ввоз автомобилей из Кореи, Беларуси, Грузии и Киргизии может потерять экономический смысл, что приведет к сокращению объемов импорта.
Выводы
Таким образом, введение повышенного утилизационного сбора окажет существенное влияние на структуру автомобильного импорта в Россию. Изменения затронут как географию поставок, так и популярные бренды.
Хотя прогнозируется, что цены на многие автомобили вырастут, что может привести к снижению спроса, все еще остается вероятность корректировки или отсрочки введения новых правил.
Как сказал Максим Соколов на ПМЭФ-25:
«Автоваз смотрит с оптимизмом и уверенностью в будущее! Своё будущее.»
Длббы, **ть.
Развивают пусть дураки, а мы будем просто рубить бабло…