Зимний обгон
Декабрь 1978 года
Известно, что каждый маневр, а тем более обгон, требует от водителя предельной осторожности. Особенно на зимней дороге. Ведь на скользком покрытии условия для остановки или изменения направления значительно хуже, и после какого-то просчета спасти положение зачастую просто невозможно.
Случилось это зимой на дороге Улан-Удэ — Чита. Н.Цыганок на своем ВАЗ 2103 выехал рано утром из Петровска-Забайкальского домой, в село Ленивое озеро. В автомобиле находилось двое пассажиров. Машин на трассе в этот час было еще мало, а прямая дорога и отличная видимость позволяли двигаться с достаточно высокой скоростью — около 80 км/ч. На 30-м километре пути навстречу показался КрАЗ, сцепленный со скрепером. Всё шло нормально. Как вдруг, когда автомобили почти поравнялись, из-за КрАЗа навстречу \»Жигулям\» выскочил на обгон ГАЗ-53, которым управлял водитель леспромхоза В.Дементьев. \»Жигули\» прижались вправо до предела, даже сбили придорожный столбик, но всё напрасно… От удара малолитражку развернуло и отбросило на середину проезжей части. При аварии Н.Цыганок и один из его пассажиров погибли, другой получил тяжелые травмы.
Оказалось, что Дементьев до начала обгона даже не видел встречной машины из-за того, что двигался за КрАЗом на очень малой дистанции. Огромный грузовик практически полностью закрывал обзор. В этой ситуации Дементьеву надо было приотстать, чтобы осмотреть полосу, на которую собирался выехать, убедиться в том, что она свободна. Он же ринулся на обгон, по сути дела, вслепую. И вот такие страшные последствия. Хочется еще раз напомнить всем, что к обгону, особенно в зимних условиях надо готовиться тщательнее и заранее.
Г.Попов, старший госавтоинспектор, Читинская область, г.Петровск-Забайкальский
Февраль 1974
Водителю новеньких \»Жигулей\» П.Чухлову, как видите, не хватило дороги: на скользком шоссе он развил такую скорость, что потерял контроль над машиной. Перед лицом опасности пытался, правда, сманеврировать, но тщетно — скользящая машина не слушалась руля. Насколько можно было, ушел в сторону водитель встречного ЗИЛа, но и это не помогло. А лобовое столкновение самое страшное… В аварии погибли водитель \»Жигулей\» и трое пассажиров его машины.
Трагедия эта разыгралась под Кировом на дамбе через Вятку с её частыми и коварными оттепелями. Но скользкой дорога может стать в любое время года.
Ю.Мальков, старший автоинспектор ГАИ УВД облисполкома г.Кирова. Фото Э.Ивановского
Советы профессиональных водителей, госавтоинспекторов и простых автолюбителей того времени (Ю.И.Мальков старший госавтоинспектор ГАИ УВД облисполкома г.Киров, Г.П.Белов начальник отдела ГУ ГАИ МВД СССР, А.С.Дугинов сотрудник ГУ ГАИ МВД СССР, Ю.И.Лесовский – шофер первого класса, заслуженный мастер спорта, участник ралли)
1. Состояние автомобиля:
Исключительное состояние для безопасной езды имеет состояние тормозов и шин автомобиля. Одновременное, без запаздывания, начало торможения всех колес, а также одинаковое давление шин, один из способов избежать заносов на зимней дороге. Если Вы забыли заехать на СТО до начала заморозков, обязательно сделайте это в ближайшее время. Также, давление в шинах рекомендуется проверять не реже 1 раза в 2 недели при ежедневной эксплуатации машины. В свою очередь – «экономия» на замене изношенных шин никому не нужна, так как затраты в случае трагичного исхода дтп у Ваших близких будут несоизмеримо больше.
2. Торможение:
На зимней дороге крайне нежелательно прибегать к существенному или экстренному торможению. Водителям, использующим механическую КПП, рекомендуется использовать технику торможения двигателем и дистанционному накату, то есть использованию максимального интервала до двигающегося впереди автомобиля (прим. автор: для водителей, использующих автомобиль с АКПП рекомендуется ознакомиться с разъяснениями производителей по эффективным режимам работы КПП в разных погодных условиях – это возможно поможет Вам в дальнейшей безопасной езде). Но все это не заменит основного тезиса зимы – не допущению экстренного торможения – если силы сцепления окажутся меньше тормозных – юз и занос неизбежны.
3. Скорость:
Не увлекаться скоростью – вот девиз зимней езды. Помните – погасить скорость на зимней дороги в 2-3 раза сложнее, чем летом. Но это не означает, что можно ехать чрезвычайно медленно, либо в нарушение правил, мешая другим участникам движения – опасность не в самой скорости а в умении правильно пользоваться ею. Необходимо выбирать разумную скорость с учетом не только времени года, но и состояния Вашего автомобиля и поведения других участников движения.
4. Маневрирование:
Зимняя дорога не любит активных движений – резкого торможения или разгона. Не допускайте того, чтобы спешка стала причиной непоправимого. Зимой, на трассах и дорогах свободных от снега, можно неожиданно встретить участки с обледеневшей поверхностью или ледяной коркой. Особенно это встречается на уклонах и пустынных прямых участках, характерно ослабляющих бдительность водителей. Даже на большой скорости – не паникуйте, не делайте резких движений и маневров (ни газа, ни тормоза, ни руления в резком варианте не допускается). Избежать этого можно только будучи предельно бдительным на всех участках дороги. Если же наезда на такой участок не удалось избежать, помимо недопущения резких движений, постарайтесь не пропустить сухой участок дороги для начала активного торможения, либо используйте обочину. Заснеженная обочина, несмотря на боязнь многих может выручить при начале заноса или юза, даже если вы плавно заедете на неё одной стороной – при этом руль надо держать крепко, а колеса не должны быть заблокированы.
5. Пешеходы:
Зимой движение пешеходов по тротуарам бывает затруднено, в виду плохой расчистки, либо обильных осадков. Тут уже пешеход вынужден использовать для передвижения проезжую часть. Водителю не стоит забывать что пешеход в таких ситуациях имеет полное право пользоваться проезжей частью на равных с водителем. Но зимой высока вероятность падения, подскальзывания пешехода. Водителю необходимо помнить, что в таких ситуациях и особенно зимой объезжать пешехода, идущего по краю проезжей части, нужно на максимально возможном расстоянии
6. Смертельные мелочи:
Зимой обзорность очень важна, тем более для новичков. Однако именно у новичков стекла автомобиля зимой оказываются затянуты тонким слоем инея. И даже при одинаковой температуре среды и внутренней температуры салоны заиндевение может наступить практически моментально, что не раз приводило к панике молодых автомобилистов и потери концентрации на дороге. Избежать этого просто – достаточно оставить 3 из 4 боковых стекла приоткрытыми на 6-8 мм, холоднее в салоне при этом не становится, но избежать резкого образования инея в неподходящий момент это позволит.
Примечание:
В наши дни, изобилие периодики и публицистики рекламного, либо ознакомительного характера, пестрящих разбором новинок мирового автопрома, изысканиями ведущих автоинженеров и предлагающих любую, даже на самый утонченный вкус, автомобильную эстетику, к сожалению не несет в себе по большой части опытного материала. Материала, который помог бы начинающему или даже опытному водителю простым забытым советом, данным нашими дедами и отцами, полученного в результате чьих-то ошибок и жизней.
Познавательно.
ЗЫ. В Петровске-Забайкальском прошло моё бессознательное детство…
Спасибо, Олег. Интересные подборка и советы.
В первом случае, думаю, ремни и подголовники. Клетка-то относительно целая. Во втором — без шансов.
на здоровье Кирилл…
практически годы проведенные в туалете оказались потраченными не зря
___
я там в конце еще приписку делал — если будет интересно, то раз в месяцок можно делать такой очерк о типовых дорожных ситуациях и проблематике с экскурсом к советам наших отцов и дедов
Интересно было бы также узнать дальнейшую судьбу г-на Деменьтьева. Чтобы можно было сравнить адекватность наказаний за нарушения ПДД повлекшие смерть в те времена.
На современных автомобилях есть кондиционеры, климат контроль и т.п.
Но советские водители по привычке и по старинке занимаются ручной регулировкой температуры, скорости вентиляторов и управлением кондиционером. Как их отучить?
Интересно было бы также узнать дальнейшую судьбу г-на Деменьтьева. Чтобы можно было сравнить адекватность наказаний за нарушения ПДД повлекшие смерть в те времена.
Нас, молодых водил, в то время, комитет комсомола, таскал по показательным судам ,для назидания. За два трупа-от 5 до 8 зоны, если бухой от 10. Где то так.
да, читал — жестко и, что главное — единственно верно… причем за синь карали показательно всех и особенно прокуров, ментов, чинуш, даже пару раз встречал высоких бюрократов из горисполкома сажали на 8 за пьянку и смерть (1 одну)… что-то, а порядка конечно было больше….
Я видел в детстве эти же фото в журнале За Рулём.
У меня много сканов старых журналов есть — "За рулём", "Советский спорт", там почитать любопытно.
спецом для вас — надо было еще один абзац вставить, про пример американских машин с кондиционерами и системами регулирования температуры — как выяснили и доказали спецы тех лет, при использовании таких систем особенно идет накопление инея и микроскопической пленки, которая в случае отключения или отказа системы кониционирования, особенно на ходу, ведет к моментальному запотеванию стекол … только открытый салон в первые минуты прогрева и стабилизации работы систем обеспечивает необходимую циркуляцию этих частиц.
Я не специалист (может быть меня поправят — буду благодарен), но по-моему логично, что в любой даже самой навороченной современной системе остаются водные частицы, не выходящие через дреннаж или отвод, которые особенно при выходе на режим оборудования должны попадать в помещение и где-то оседать. учитывая это — достаточно включить двигатель и кондёр, открыть двери буквально на 2-3 минуты, и потом оставить слегка мизерно приоткрытыми два окна — тяга сделает своё дело…
Спасибо Олег,прям в детство окунул. Де ты это откапал? Интересно, а сколько людей гибло в год на дорогах в СССР,и скока машин тада было.
Хорошая идея
Ужоооос))))
А раньше резина делилась на летнюю и зимнюю?
В Якутии, где я выросла, использовали только летнюю, а зимой легковые машины вообще не выезжали, в гаражах стояли до весны.
у меня коллега в каком-то клубе любителей советской периодики состоит… мне как-то пару месяцев назад что-т понадобилось — он мне слил, и забил весь переносной хард на 2 ТБ) и вечерку, и комсомолку, и труд… вообще я как-то копался и начал встречать интересную инфу, вот решил про зиму набрать коротенько)
— в год в среднем 50-60 тысяч
— аз период 71-91 около миллиона человек
— рекордный 1990 — 63300
— если смотреть с точки зрения коэф.обеспеченности авто, то процент фатальности ужасающий — каждый 12 погибал в течении 10 лет
— мы не сильно хуже США
— сейчас безопасность выше в 8,1 раз чем в последние годы СССР
____
а вообще если задаться вопросом сравнивать СССР и РФ с точки зрения дорожной обстановки и аварийности — дело бесполезное)) много противоречивых вещей))
____
в периодики 70 искал спецом — НЕТ…
рекомендовалось на зиму переобуваться в новую летнюю
с 1973 года по ПДД запрещалось выезжать зимой с "глубиной рисунка по центру беговой дорожки" менее 1 мм.
—— это к вопросу сегодняшней утренней ветки и Антона))
Во всяком разе МКАД в конце 70-х постоянно забит был-(две полосы и газон между ними). Траффик в основном-грузовой на 80 процентов.Зато в выходные-ваще пусто. А бились жестоко.Особенно на жигулях. В краснодарский край ездили на уборку-вот такие картинки как наверху частенько имели место быть, особенно на жигулях с шестым движком. И грузовые не отставали, обязательно кто-нибудь раз в день к верх колесами по пьни. Сельская молодешш убивалась на Явах частенько. Как то так.
В рф 25-35,но авто -то в разы больше и они безопаснее,получается в СССР больше смертность была.
ну так на иномарки ж пересели 🙂
В рф 25-35,но авто -то в разы больше и они безопаснее,получается в СССР больше смертность была.
Ты же не забывай, что СССР был больше РФ по площади и по численности населения
а вот вам на вскиду вопрос) какая из республик была самая "аварийная" не считая конечно РСФСР?
Честно говоря, удивлён. Особенно если учесть количество авто тогда и сейчас.
всегда интересно было почитать подобные статьи из прошлого века да ещё и с такими фото
я думаю не меньше 10 лет за двоих.В те 80-е годы не раз приходилось встречаться с аварийщиками и слышать их истории,я всегда удивлялся срокам,которые они получали,давали не меньше чем за умышленное убийство.
Спасибо автору за очень полезные советы и напоминания здравого смысла.
Смотрел как-то сериал "Остров ненужных людей". Там азиаты вопрошали — чего мол русские сюда едут? И тут сами же отвечали, что в России холодно. Они там ездят на телегах, запряженных медведями. Почему медведями? Потому, что очень холодно и только медведи выдерживают. Но и они часто дохнут. А в подъездах там пингвины греются…
Сейчас все кругом автоматизировано. Новичок не в курсе физики процессов. Просто садится и едет. Если что-то сломается, то и не сделаешь ничего. На ходу окна не приоткроешь, кроме как кнопками. Это раньше можно ручкой приспустить окно, дотянуться до соседнего и тоже опустить.
Сейчас машины раздулись, до соседнего окна уже не дотянуться.
Хотел всегда найти статистику п о 70м-80м годам, но тоже так и не нашел.
Не 53 000 ? Лень искать, помню, в каком-то из номеров "За рулем" за 1990 г. проскакивала эта цифра. Главное, мне не понятно как при том кол-ве транспорта ( как личного так и грузового ) в то время выходила такая цифра. Я не исключаю ,что цифирь эта может быть и не настоящей, время тогда было весьма специфическое — дезу могли спецом вбросить с целью закрепеления в умах мысли, "как у нас все плохо !" и что "так жить нельзя ! " (с).
Грузия?
Век живи — век учись. Спасибо, не знал.
И преогромное спасибо за внесение разнообразия в …
Ставлю на Украину
Семен Семеныч))
В этом-то весь и парадокс. Без конкретных цифр из нормальных источников хрен разберёшься.
Это на самом деле не шутка, я когда приехала в Ростов учиться, меня спрашивали- а правда, что вы там на оленях до сих пор ездите и медведи по улицам ходят? Я им с серьезным видом отвечала- правда. Они меня после этого очень уважали 🙂
Армения?
в рф 25-35, в СССР больше смертность была
В общем-то, если к рф приплюсовать все бывшие республики, то, скорее всего, она так и остаётся, получается, на том же уровне.
практически угадал:
(таблица распределения смертности в процентном отношении по видам трасс среди республиканских "лидеров" по количеству погибших за год ( не присутствует вторая страница, где продолжение талбицы из-за плохого качества скана, отвечая на вопрос — украина, белоруссия, казахстан — не в лидерах)
8 лет колонии общего режима
_________
Вам спасибо за уделенное время
_______
т.е. я остаюсь без призового мотороллера? УРЯ!)
А "Техника молодежи"? Сколько в ентот журнал было прислано изобретений от простых водителей, всякие тех. примочки, доработки, чертежи по улучшению систем и прочего, и де оно всё это? Так и осталось на страницах. А заводам что, кому охота было линию менять под чью-то гениальную придумку. Эх…
"Статистика зарегистрировала в 1990 году на территории СССР 63 тыс. погибших и 400 тыс. покалеченных в автомобильных катастрофах"
ГОСКОМСТАТ-ВИНИТИ, 1990. Т. 7.
"в 1989 г. в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 58.651"
____
конечно меня тоже настораживает отсутствие точной цифры, но учитывая год и ситуацию в ведомстве предполагаю что точнее не найдем… а учитывая прогресс за предыдущие периоды — я лично охотно верю в эту цифры…
А вот в нашу сегодняшнюю 25-30, я не верю и считаю её заниженной минимум на 20-25 процентов
Литовская ССР Удивила,очень удивила….
А зря он его пичесывал-причесывал((((
Аналогично. У нас 78-летняя соседка погибла в ДТП. В сводке ГИБДД написано, что получила сотрясение. Но в тот же день умерла в реанимации от инсульта.
Интересно в официальную статистику включают умерших в больничке?
на второй странице, где продолжение, но очень плохой скан — помимо литвы, еще и грузия с молдовой удивляют небольшим количеством смертей за год
хотя по закону должны погибших после ранений в дтп в течении 7 дней вносить(( статистика та еще наука(( правители вертят ей только с точки зрения своих интересов
Читала где-то, что включают, если умерли в этот же день, а если позже, то уже не считаются погибшими именно от ДТп. Как-то так….
А где мой приз? Я была ближе всех
Всё верно, погибшими числятся только те, кто скончался на месте ДТП. Бабушка попала в число пострадавших…
Царствие ей небесное.
не верно))
даже я ошибся с 7 днями:
вот вики, есть нормативки на этот счет, читаем:
"В число раненых входят лишившиеся трудоспособности и оставшиеся инвалидами.
До 2009 года статистика ГИБДД считала погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии. Все, кто умирал позднее, в официальные данные не попадали[11][12]. С 2009 года порядок учёта погибших в ДТП изменён — срок наблюдения за пострадавшими в ДТП увеличен с 7 до 30 суток[13]. Тем не менее в 2009 году зафиксирована меньшая смертность в ДТП по сравнению с прошлым годом и наименьшая с 1988 года."
Вы получаете заслуженный … МОТОРОЛЛЕР!
))
я Вас поздравляю с наличием ума, который способен думать и рассуждать)
Присоединяюсь к недоумению. Тем более, что республики, которые приведены в табличке теперь не Россия, получается, что в России смертность от ДТП взлетела до небес. Все-таки у улучшения благосостояния есть и отрицательные стороны.
даже я ошибся с 7 днями:
Олег, есть существенное НО:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 1995 г. N 647
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УЧЕТА
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Бабушка с сотрясением могла находиться вне стен медучреждения…
ОК. Жду по почте!
согласен. не учел!
спасибо!
А мне в этих заметках понравилась дидактическая часть. Где инспекторы анализируют ошибки, совершенные водителями, причем так по-доброму: "В этой ситуации Деменьтеву надо было приотстать…" Особенно в сравнении с нынешним стилем сводок по шаблону "не справился с управлением".
— аз период 71-91 около миллиона человек
— рекордный 1990 — 63300
Шок! (Да, я знаю, что было в два раза больше населения, чем в РФ, но машине ведь не было вообще!)
Спасибо за информацию.
ОК. Жду по почте!
жжёте
ОК. Жду по почте!
спасибо) очень интересно и познавательно)
а советы будут, наверное, в любые годы актуальны) ну, по крайней мере пока не изобретут наземные средства ежедневного передвижения))
Очень интересная статья-многое в памяти освежил!Автору 5+