Зимняя опасность

Зимний обгон
Декабрь 1978 года
Известно, что каждый маневр, а тем более обгон, требует от водителя предельной осторожности. Особенно на зимней дороге. Ведь на скользком покрытии условия для остановки или изменения направления значительно хуже, и после какого-то просчета спасти положение зачастую просто невозможно.
Случилось это зимой на дороге Улан-Удэ — Чита. Н.Цыганок на своем ВАЗ 2103 выехал рано утром из Петровска-Забайкальского домой, в село Ленивое озеро. В автомобиле находилось двое пассажиров. Машин на трассе в этот час было еще мало, а прямая дорога и отличная видимость позволяли двигаться с достаточно высокой скоростью — около 80 км/ч. На 30-м километре пути навстречу показался КрАЗ, сцепленный со скрепером. Всё шло нормально. Как вдруг, когда автомобили почти поравнялись, из-за КрАЗа навстречу \»Жигулям\» выскочил на обгон ГАЗ-53, которым управлял водитель леспромхоза В.Дементьев. \»Жигули\» прижались вправо до предела, даже сбили придорожный столбик, но всё напрасно… От удара малолитражку развернуло и отбросило на середину проезжей части. При аварии Н.Цыганок и один из его пассажиров погибли, другой получил тяжелые травмы.
Оказалось, что Дементьев до начала обгона даже не видел встречной машины из-за того, что двигался за КрАЗом на очень малой дистанции. Огромный грузовик практически полностью закрывал обзор. В этой ситуации Дементьеву надо было приотстать, чтобы осмотреть полосу, на которую собирался выехать, убедиться в том, что она свободна. Он же ринулся на обгон, по сути дела, вслепую. И вот такие страшные последствия. Хочется еще раз напомнить всем, что к обгону, особенно в зимних условиях надо готовиться тщательнее и заранее.
Г.Попов, старший госавтоинспектор, Читинская область, г.Петровск-Забайкальский

Зимняя опасность

Февраль 1974
Водителю новеньких \»Жигулей\» П.Чухлову, как видите, не хватило дороги: на скользком шоссе он развил такую скорость, что потерял контроль над машиной. Перед лицом опасности пытался, правда, сманеврировать, но тщетно — скользящая машина не слушалась руля. Насколько можно было, ушел в сторону водитель встречного ЗИЛа, но и это не помогло. А лобовое столкновение самое страшное… В аварии погибли водитель \»Жигулей\» и трое пассажиров его машины.
Трагедия эта разыгралась под Кировом на дамбе через Вятку с её частыми и коварными оттепелями. Но скользкой дорога может стать в любое время года.
Ю.Мальков, старший автоинспектор ГАИ УВД облисполкома г.Кирова. Фото Э.Ивановского

Зимняя опасность

Советы профессиональных водителей, госавтоинспекторов и простых автолюбителей того времени (Ю.И.Мальков старший госавтоинспектор ГАИ УВД облисполкома г.Киров, Г.П.Белов начальник отдела ГУ ГАИ МВД СССР, А.С.Дугинов сотрудник ГУ ГАИ МВД СССР, Ю.И.Лесовский – шофер первого класса, заслуженный мастер спорта, участник ралли)

1. Состояние автомобиля:
Исключительное состояние для безопасной езды имеет состояние тормозов и шин автомобиля. Одновременное, без запаздывания, начало торможения всех колес, а также одинаковое давление шин, один из способов избежать заносов на зимней дороге. Если Вы забыли заехать на СТО до начала заморозков, обязательно сделайте это в ближайшее время. Также, давление в шинах рекомендуется проверять не реже 1 раза в 2 недели при ежедневной эксплуатации машины. В свою очередь – «экономия» на замене изношенных шин никому не нужна, так как затраты в случае трагичного исхода дтп у Ваших близких будут несоизмеримо больше.

2. Торможение:
На зимней дороге крайне нежелательно прибегать к существенному или экстренному торможению. Водителям, использующим механическую КПП, рекомендуется использовать технику торможения двигателем и дистанционному накату, то есть использованию максимального интервала до двигающегося впереди автомобиля (прим. автор: для водителей, использующих автомобиль с АКПП рекомендуется ознакомиться с разъяснениями производителей по эффективным режимам работы КПП в разных погодных условиях – это возможно поможет Вам в дальнейшей безопасной езде). Но все это не заменит основного тезиса зимы – не допущению экстренного торможения – если силы сцепления окажутся меньше тормозных – юз и занос неизбежны.

3. Скорость:
Не увлекаться скоростью – вот девиз зимней езды. Помните – погасить скорость на зимней дороги в 2-3 раза сложнее, чем летом. Но это не означает, что можно ехать чрезвычайно медленно, либо в нарушение правил, мешая другим участникам движения – опасность не в самой скорости а в умении правильно пользоваться ею. Необходимо выбирать разумную скорость с учетом не только времени года, но и состояния Вашего автомобиля и поведения других участников движения.

4. Маневрирование:
Зимняя дорога не любит активных движений – резкого торможения или разгона. Не допускайте того, чтобы спешка стала причиной непоправимого. Зимой, на трассах и дорогах свободных от снега, можно неожиданно встретить участки с обледеневшей поверхностью или ледяной коркой. Особенно это встречается на уклонах и пустынных прямых участках, характерно ослабляющих бдительность водителей. Даже на большой скорости – не паникуйте, не делайте резких движений и маневров (ни газа, ни тормоза, ни руления в резком варианте не допускается). Избежать этого можно только будучи предельно бдительным на всех участках дороги. Если же наезда на такой участок не удалось избежать, помимо недопущения резких движений, постарайтесь не пропустить сухой участок дороги для начала активного торможения, либо используйте обочину. Заснеженная обочина, несмотря на боязнь многих может выручить при начале заноса или юза, даже если вы плавно заедете на неё одной стороной – при этом руль надо держать крепко, а колеса не должны быть заблокированы.

5. Пешеходы:
Зимой движение пешеходов по тротуарам бывает затруднено, в виду плохой расчистки, либо обильных осадков. Тут уже пешеход вынужден использовать для передвижения проезжую часть. Водителю не стоит забывать что пешеход в таких ситуациях имеет полное право пользоваться проезжей частью на равных с водителем. Но зимой высока вероятность падения, подскальзывания пешехода. Водителю необходимо помнить, что в таких ситуациях и особенно зимой объезжать пешехода, идущего по краю проезжей части, нужно на максимально возможном расстоянии

6. Смертельные мелочи:
Зимой обзорность очень важна, тем более для новичков. Однако именно у новичков стекла автомобиля зимой оказываются затянуты тонким слоем инея. И даже при одинаковой температуре среды и внутренней температуры салоны заиндевение может наступить практически моментально, что не раз приводило к панике молодых автомобилистов и потери концентрации на дороге. Избежать этого просто – достаточно оставить 3 из 4 боковых стекла приоткрытыми на 6-8 мм, холоднее в салоне при этом не становится, но избежать резкого образования инея в неподходящий момент это позволит.

Примечание:
В наши дни, изобилие периодики и публицистики рекламного, либо ознакомительного характера, пестрящих разбором новинок мирового автопрома, изысканиями ведущих автоинженеров и предлагающих любую, даже на самый утонченный вкус, автомобильную эстетику, к сожалению не несет в себе по большой части опытного материала. Материала, который помог бы начинающему или даже опытному водителю простым забытым советом, данным нашими дедами и отцами, полученного в результате чьих-то ошибок и жизней.

0
55 Комментариев
Подписаться
Уведомить о
55 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
MAXimy4

Познавательно.
ЗЫ. В Петровске-Забайкальском прошло моё бессознательное детство…

Ермолов К.

Спасибо, Олег. Интересные подборка и советы.
В первом случае, думаю, ремни и подголовники. Клетка-то относительно целая. Во втором — без шансов.

Artem_55
Цитата: MAXimy4
из-за КрАЗа навстречу "Жигулям" выскочил на обгон ГАЗ-53, которым управлял водитель леспромхоза В.Дементьев

Интересно было бы также узнать дальнейшую судьбу г-на Деменьтьева. Чтобы можно было сравнить адекватность наказаний за нарушения ПДД повлекшие смерть в те времена.

MaxS

На современных автомобилях есть кондиционеры, климат контроль и т.п.
Но советские водители по привычке и по старинке занимаются ручной регулировкой температуры, скорости вентиляторов и управлением кондиционером. Как их отучить?

vector
Цитата: Artem_55

Цитата: MAXimy4
из-за КрАЗа навстречу "Жигулям" выскочил на обгон ГАЗ-53, которым управлял водитель леспромхоза В.Дементьев

Интересно было бы также узнать дальнейшую судьбу г-на Деменьтьева. Чтобы можно было сравнить адекватность наказаний за нарушения ПДД повлекшие смерть в те времена.

Нас, молодых водил, в то время, комитет комсомола, таскал по показательным судам ,для назидания. За два трупа-от 5 до 8 зоны, если бухой от 10. Где то так.

Kirill626

Я видел в детстве эти же фото в журнале За Рулём.

Данкинг
Цитата: Kirill626
Я видел в детстве эти же фото в журнале За Рулём.

У меня много сканов старых журналов есть — "За рулём", "Советский спорт", там почитать любопытно.

alexej05

Спасибо Олег,прям в детство окунул. Де ты это откапал? Интересно, а сколько людей гибло в год на дорогах в СССР,и скока машин тада было.

melkiy136
Цитата: romol
я там в конце еще приписку делал — если будет интересно, то раз в месяцок можно делать такой очерк о типовых дорожных ситуациях и проблематике с экскурсом к советам наших отцов и дедов

Хорошая идея

alexej05
Цитата: alexej05
Де ты это откапал?
Цитата: romol
годы проведенные в туалете

Ужоооос))))

ice-ice

А раньше резина делилась на летнюю и зимнюю?
В Якутии, где я выросла, использовали только летнюю, а зимой легковые машины вообще не выезжали, в гаражах стояли до весны.

vector
Цитата: alexej05
Спасибо Олег,прям в детство окунул. Де ты это откапал? Интересно, а сколько людей гибло в год на дорогах в СССР,и скока машин тада было.

Во всяком разе МКАД в конце 70-х постоянно забит был-(две полосы и газон между ними). Траффик в основном-грузовой на 80 процентов.Зато в выходные-ваще пусто. А бились жестоко.Особенно на жигулях. В краснодарский край ездили на уборку-вот такие картинки как наверху частенько имели место быть, особенно на жигулях с шестым движком. И грузовые не отставали, обязательно кто-нибудь раз в день к верх колесами по пьни. Сельская молодешш убивалась на Явах частенько. Как то так.

alexej05
Цитата: romol
в год в среднем 50-60 тысяч

В рф 25-35,но авто -то в разы больше и они безопаснее,получается в СССР больше смертность была.

ice-ice
Цитата: romol
— сейчас безопасность выше в 8,1 раз чем в последние годы СССР

ну так на иномарки ж пересели 🙂

melkiy136
Цитата: alexej05

Цитата: romol
в год в среднем 50-60 тысяч

В рф 25-35,но авто -то в разы больше и они безопаснее,получается в СССР больше смертность была.

Ты же не забывай, что СССР был больше РФ по площади и по численности населения

tazofob
Цитата: romol
в год в среднем 50-60 тысяч

Честно говоря, удивлён. Особенно если учесть количество авто тогда и сейчас.

ХРОН

всегда интересно было почитать подобные статьи из прошлого века да ещё и с такими фото

ryabik.t
Цитата: Artem_55
Интересно было бы также узнать дальнейшую судьбу г-на Деменьтьева.

я думаю не меньше 10 лет за двоих.В те 80-е годы не раз приходилось встречаться с аварийщиками и слышать их истории,я всегда удивлялся срокам,которые они получали,давали не меньше чем за умышленное убийство.

Спасибо автору за очень полезные советы и напоминания здравого смысла.

MaxS
Цитата: ice-ice
В Якутии, где я выросла, использовали только летнюю, а зимой легковые машины вообще не выезжали, в гаражах стояли до весны.

Смотрел как-то сериал "Остров ненужных людей". Там азиаты вопрошали — чего мол русские сюда едут? И тут сами же отвечали, что в России холодно. Они там ездят на телегах, запряженных медведями. Почему медведями? Потому, что очень холодно и только медведи выдерживают. Но и они часто дохнут. А в подъездах там пингвины греются…

Цитата: romol
учитывая это — достаточно включить двигатель и кондёр, открыть двери буквально на 2-3 минуты, и потом оставить слегка мизерно приоткрытыми два окна — тяга сделает своё дело…

Сейчас все кругом автоматизировано. Новичок не в курсе физики процессов. Просто садится и едет. Если что-то сломается, то и не сделаешь ничего. На ходу окна не приоткроешь, кроме как кнопками. Это раньше можно ручкой приспустить окно, дотянуться до соседнего и тоже опустить.
Сейчас машины раздулись, до соседнего окна уже не дотянуться.

Ермолов К.
Цитата: romol
— в год в среднем 50-60 тысяч- аз период 71-91 около миллиона человек

Хотел всегда найти статистику п о 70м-80м годам, но тоже так и не нашел.

Цитата: romol
— рекордный 1990 — 63300

Не 53 000 ? Лень искать, помню, в каком-то из номеров "За рулем" за 1990 г. проскакивала эта цифра. Главное, мне не понятно как при том кол-ве транспорта ( как личного так и грузового ) в то время выходила такая цифра. Я не исключаю ,что цифирь эта может быть и не настоящей, время тогда было весьма специфическое — дезу могли спецом вбросить с целью закрепеления в умах мысли, "как у нас все плохо !" и что "так жить нельзя ! " (с).

alexej05
Цитата: romol
а вот вам на вскиду вопрос) какая из республик была самая "аварийная" не считая конечно РСФСР?

Грузия?

spb70
Цитата: romol
достаточно включить двигатель и кондёр, открыть двери буквально на 2-3 минуты, и потом оставить слегка мизерно приоткрытыми два окна — тяга сделает своё дело…

Век живи — век учись. Спасибо, не знал.

И преогромное спасибо за внесение разнообразия в …

Цитата: romol
какая из республик была самая "аварийная" не считая конечно РСФСР?

Ставлю на Украину

alexej05
Цитата: melkiy136
Ты же не забывай, что СССР был больше РФ по площади и по численности населения

Семен Семеныч))

Ермолов К.
Цитата: alexej05
В рф 25-35,но авто -то в разы больше и они безопаснее,получается в СССР больше смертность была.

В этом-то весь и парадокс. Без конкретных цифр из нормальных источников хрен разберёшься.

ice-ice
Цитата: MaxS
И тут сами же отвечали, что в России холодно. Они там ездят на телегах, запряженных медведями. Почему медведями? Потому, что очень холодно и только медведи выдерживают. Но и они часто дохнут. А в подъездах там пингвины греются…

Это на самом деле не шутка, я когда приехала в Ростов учиться, меня спрашивали- а правда, что вы там на оленях до сих пор ездите и медведи по улицам ходят? Я им с серьезным видом отвечала- правда. Они меня после этого очень уважали 🙂

Цитата: alexej05
Грузия?

Армения?

Пеший
Цитата: alexej05

Цитата: romol
в год в среднем 50-60 тысяч

в рф 25-35, в СССР больше смертность была

В общем-то, если к рф приплюсовать все бывшие республики, то, скорее всего, она так и остаётся, получается, на том же уровне.

Пеший

А "Техника молодежи"? Сколько в ентот журнал было прислано изобретений от простых водителей, всякие тех. примочки, доработки, чертежи по улучшению систем и прочего, и де оно всё это? Так и осталось на страницах. А заводам что, кому охота было линию менять под чью-то гениальную придумку. Эх…

alexej05
Цитата: romol
Сегодня, 15:06   

Литовская ССР Удивила,очень удивила….

Цитата: romol
т.е. я остаюсь без призового мотороллера? УРЯ!)

А зря он его пичесывал-причесывал((((

MaxS
Цитата: romol
А вот в нашу сегодняшнюю 25-30, я не верю и считаю её заниженной минимум на 20-25 процентов

Аналогично. У нас 78-летняя соседка погибла в ДТП. В сводке ГИБДД написано, что получила сотрясение. Но в тот же день умерла в реанимации от инсульта.

tazofob
Цитата: MaxS
У нас 78-летняя соседка погибла в ДТП. В сводке ГИБДД написано, что получила сотрясение. Но в тот же день умерла в реанимации от инсульта.

Интересно в официальную статистику включают умерших в больничке?

ice-ice
Цитата: tazofob
Интересно в официальную статистику включают умерших в больничке?

Читала где-то, что включают, если умерли в этот же день, а если позже, то уже не считаются погибшими именно от ДТп. Как-то так….

Цитата: romol
практически угадал:

А где мой приз? Я была ближе всех tongue

MAXimy4
Цитата: MaxS
У нас 78-летняя соседка погибла в ДТП. В сводке ГИБДД написано, что получила сотрясение. Но в тот же день умерла в реанимации от инсульта.

Всё верно, погибшими числятся только те, кто скончался на месте ДТП. Бабушка попала в число пострадавших…
Царствие ей небесное.

Pola77
Цитата: romol
в год в среднем 50-60 тысяч
Цитата: tazofob
Честно говоря, удивлён. Особенно если учесть количество авто тогда и сейчас.

Присоединяюсь к недоумению. Тем более, что республики, которые приведены в табличке теперь не Россия, получается, что в России смертность от ДТП взлетела до небес. Все-таки у улучшения благосостояния есть и отрицательные стороны.

MAXimy4
Цитата: romol
не верно))
даже я ошибся с 7 днями:

Олег, есть существенное НО:

26. Медицинские организации в срок, не превышающий одни сутки, обязаны сообщить в органы внутренних дел по месту своего нахождения сведения о раненых, скончавшихся в течение 30 суток после дорожно-транспортного происшествия.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июня 1995 г. N 647

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ УЧЕТА

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Бабушка с сотрясением могла находиться вне стен медучреждения…

ice-ice
Цитата: romol
Вы получаете заслуженный … МОТОРОЛЛЕР!

ОК. Жду по почте!

mashinka

А мне в этих заметках понравилась дидактическая часть. Где инспекторы анализируют ошибки, совершенные водителями, причем так по-доброму: "В этой ситуации Деменьтеву надо было приотстать…" Особенно в сравнении с нынешним стилем сводок по шаблону "не справился с управлением".

user15
Цитата: romol
— в год в среднем 50-60 тысяч
— аз период 71-91 около миллиона человек
— рекордный 1990 — 63300

Шок! (Да, я знаю, что было в два раза больше населения, чем в РФ, но машине ведь не было вообще!)

Спасибо за информацию.

ХРОН
Цитата: ice-ice

Цитата: romol
Вы получаете заслуженный … МОТОРОЛЛЕР!

ОК. Жду по почте!

жжёте

Цитата: ice-ice

Цитата: romol
Вы получаете заслуженный … МОТОРОЛЛЕР!

ОК. Жду по почте!

Мари

спасибо) очень интересно и познавательно)
а советы будут, наверное, в любые годы актуальны) ну, по крайней мере пока не изобретут наземные средства ежедневного передвижения))

hanns777

Очень интересная статья-многое в памяти освежил!Автору 5+

1
rusdtp logo icon
Авторизация
Или через почту и пароль
*
*

Пароли пользователей были сброшены в целях безопасности

Пожалуйста восстановите доступ, пройдя по этой ссылке. Если возникли трудности, напишите нам в группе Вконтакте.

rusdtp logo icon
Регистрация
Или через почту и пароль
*
*
*
rusdtp logo icon
Восстановить пароль